Закон моргана задачи

Урок 15. сцепленное наследование генов – Биология – 10 класс – Российская электронная школа

Закон моргана задачи

ВАЖНО!

Сцепление генов – это совместное наследование генов, расположенных в одной и той же хромосоме. Количество групп сцепления соответствует гаплоидному числу хромосом, то есть у дрозофилы 4. Природу сцепленного наследования объяснил Морган с сотрудниками.

В качестве объекта исследования они избрали плодовую муху дрозофилу, которая оказалась очень удобной моделью для изучения данного феномена, так в клетках её тела находится только 4 пары хромосом и имеет место высокая скорость размножения (в течение года можно исследовать более 20-ти поколений).

Итак, сцепленными признаками называются признаки, которые контролируются генами, расположенными в одной хромосоме. Естественно, что они передаются вместе в случаях полного сцепления (закон Моргана).

Полное сцепление встречается редко, обычно – неполное, из-за влияния кроссинговера (перекрещивания и обмена участками гомологичных хромосом в процессе мейоза). То есть, гены одной хромосомы переходят в другую, гомологичную ей.

Частота кроссинговера зависит от расстояния между генами. Чем ближе друг к другу расположены гены в хромосоме, тем сильнее между ними сцепление и тем реже происходит их расхождение при кроссинговере, и, наоборот, чем дальше друг от друга отстоят гены, тем слабее сцепление между ними и тем чаще возможно его нарушение. 

Рис. 1

На рисунке 1 слева: расстояние между генами А и В маленькое, вероятность разрыва хроматиды именно между А и В невелика, поэтому сцепление полное, хромосомы в гаметах идентичны родительским (два типа), других вариантов не появляется.

На рисунке 1 справа: расстояние между генами А и В большое, повышается вероятность разрыва хроматиды и последующего воссоединения крест-накрест именно между А и В, поэтому сцепление неполное, хромосомы в гаметах образуются четырёх типов – 2 идентичные родительским (некроссоверные) + 2 кроссоверных варианта.

Количество разных типов гамет будет зависеть от частоты кроссинговера или расстояния между анализируемыми генами. Расстояние между генами исчисляется в морганидах – единицах расстояния между генами, находящимися в одной хромосоме. 1 морганида соответствует 1 % кроссинговера.

Такая зависимость между расстояниями и частотой кроссинговера прослеживается только до 50 морганид.

Частота кроссинговера между определенной парой генов – довольно постоянная величина (хотя радиация, химические вещества, гормоны, лекарства влияют на нее; например, высокая температура стимулирует кроссинговер).

Пример, основанный на опытах Моргана

Рис. 2

Гены, расположенные в одной хромосоме, наследуются совместно. Фенотипы А – серое тело, нормальные крылья (повторяет материнскую форму). Б – тёмное тело, короткие крылья (повторяет отцовскую форму). В – серое тело, короткие крылья (отличается от родителей). Г – тёмное тело, нормальные крылья (отличается от родителей). В и Г получены в результате кроссинговера в мейозе. 

Если скрестить мушку дрозофилу, имеющую серое тело и нормальные крылья (на рисунке самка), с мушкой, обладающей тёмной окраской и зачаточными (короткими) крыльями (на рисунке самец), то в первом поколении гибридов все мухи будут серыми с нормальными крыльями (А). Это гетерозиготы по двум парам аллельных генов, причём ген, определяющий серую окраску брюшка, доминирует над тёмной окраской, а ген, обусловливающий развитие нормальных крыльев, – доминирует над геном недоразвитых крыльев.

При анализирующем скрещивании гибрида F1 с гомозиготной рецессивной дрозофилой (Б) подавляющее большинство потомков F2 будет сходно с родительскими формами.

Это происходит потому, что гены, отвечающие за серое тело и нормальные крылья– сцепленные гены, также как и гены, отвечающие за тёмное тело и короткие крылья, т. е. они находятся в одной хромосоме. наследование сцепленных генов называют сцепленным наследованием.

Сцепление может нарушаться. Это доказывает наличие особей В и Г на рисунке, т. е. если бы сцепление не нарушалось, то этих особей бы не существовало, однако они есть. Это происходит в результате кроссинговера, который и нарушает сцепленность этих генов.

Рис. 3

На рисунке 3 опыт Моргана отображен подробно. Несцепленное наследование: два гена находятся в разных хромосомах, гетерозигота с равной вероятностью дает четыре типа гамет:

Рис. 4

Сцепленное наследование: два гена находятся в одной хромосоме.

а) При полном сцеплении гетерозигота дает только два типа гамет.

б) При неполном сцеплении гетрозигота дает четыре типа гамет, но не с равной вероятностью. 

Рис. 5

На вышесказанном строится хромосомная теория наследственности Моргана:

1. Гены находятся в хромосомах и расположены в линейной последовательности на определенных расстояниях друг от друга.

2. Гены, расположенные в одной хромосоме, составляют группу сцепления. Число групп сцепления равно гаплоидному числу хромосом. Признаки, гены которых находятся в одной хромосоме, наследуются сцепленно (т. е. в тех же сочетаниях, в которых они были в хромосомах исходных родительских форм).

3. Новые сочетания генов, расположенных в одной паре хромосом, могут возникать в результате кроссинговера в процессе мейоза. Частота кроссинговера зависит от расстояния между генами.

4. Учитывая линейное расположение генов в хромосоме и частоту кроссинговера как показателя расстояния между генами, можно построить карты хромосом. За единицу расстояния между генами принята частота кроссинговера равная 1 % (морганида, сантиморган, сМ).

Решение задачи на определение вероятности рождения здоровый и больных детей

Источник: https://resh.edu.ru/subject/lesson/4755/main/

Секреты решения генетических задач

Закон моргана задачи

Повторение – мать учения. Не будем же забывать старую истину и в очередной раз пробежимся по генетике. Статья посвящена секретам решения генетических задач.

Основные термины и понятия, законы Менделя, исследования Моргана…

Мы не будем детально рассматривать теорию, углубляться в историю генетики и вспоминать, как монах Грегор Мендель решил поэкспериментировать с горохом. Полагаю, что вы все это прекрасно знаете.

А если что-то из теории и подзабыли, то сможете легко освежить воспоминания, взяв любое пособие. Сосредоточимся же на самих задачах и на том, как их решать.

На ЕГЭ по биологии в задании №28 вы встретитесь с одним из пяти типов задач:

  1. Классическая генетика. Задачи на дигибридное скрещивание, не осложненные сцепленностью, полом и прочим. Основаны полностью на законах Менделя.
  2. Сцепленное наследование. Здесь признаки будут наследоваться совместно, согласно законам Моргана. В 90% случаев «героями» таких задач являются мушки дрозофилы.
  3. Сцепленное с полом наследование. Обязательно появляются половые хромосомы – Х и У. Обычно в условии фигурируют сцепленный с ними признак и признак, локализованный в аутосоме (то есть передающийся свободно, а не в привязке к полу).
  4. Группы крови. Здесь наблюдается множественное действие генов. Иногда добавляется резус-фактор.
  5. Родословные. Предполагают анализ предложенной схемы. В данной статье рассматриваться не будут. О том, как решать задачи на анализ родословных читайте здесь: https://.com/@addictive_biology-uchimsya-reshat-zadachi-na-analiz-rodoslovnyh.

Ниже разберем особенности первых четырех типов генетических задач и общие секреты решения.

ДДополнительно

Дополнительно в задачах встречается два «усложнения»: неполное домирование и анализирующее скрещивание. Подробнее о неполном доминировании поговорим в разделе про классическую генетику, а по второму нюансу скажем пару слов сейчас.

Анализирующее скрещивание проводится с целью выявить, какой генотип у интересующего нас растения или животного с доминантным признаком: есть ли в генотипе рецессивный ген (маленькая буква). Для такой проверки в качестве партнера ВСЕГДА берется особь – рецессивная гомозигота.

У нее в фенотипе проявляются рецессивные признаки, а в генотипе все буквы маленькие, например, aabb. Итак, мы скрещиваем эти два растения или животных. И что в итоге? А вот это как раз зависит от того, какой генотип был у проверочной особи.

Если она была гомозиготна (все буквы одинаковые, большие), то появятся только дети с доминантным признаком. Работает первый закон Менделя, расщепления нет. Если гетерозиготна (буквы разные, большие и маленькие), то дети и с доминантным, и с рецессивным признаками.

Работает второй закон Менделя, расщепление есть.

Но это все предисловие и теория. Для практики же достаточно усвоить, что при анализирующем скрещивании вторая особь обязательно будет иметь в генотипе все маленькие буквы, а в фенотипе – рецессивные признаки.

ККлассическая генетика

Итак, поехали. «Маркеры» этого типа задач: «гены локализованы в аутосоме», «признаки не сцеплены», «аутосомный ген», «аутосомный признак». Если ни одного похожего обозначения в задаче не нашли, ориентируемся на отсутствие упоминаний о сцепленности, поле, а также по результату скрещивания. На то, что это классическая генетика, нам укажут следующие ситуации с потомством:

  • Расщепление во втором поколении по третьему закону Менделя, 9:3:3:1. Пример: при самоопылении растений томатов высоких с рассеченными листьями было получено: таких же растений – 924, высоких с картофелевидными листьями – 317, карликовых с рассеченными листьями – 298, карликовых с картофелевидными листьями – 108.
  • Расщепление 1:1 или 1:1:1:1 при анализирующем скрещивании для проверки одного или обоих признаков соответственно. Пример: от скрещивания гороха с зелеными сжатыми бобами с растением, имеющим желтые вздутые бобы, получено 208 растений с зелеными вздутыми бобами и 203 – с зелеными сжатыми бобами.

Далее следует понять, какой тип доминирования наблюдается.

При полном доминировании на одну пару генов приходится одна пара признаков в фенотипе. Например, А – развитие признаков белки, а – развитие признаков барсука. Скрещиваем белку и барсука, как показано на рисунке, получаем все равно белку с генотипом Аа.

Полное доминирование

При неполном доминировании появляется нечто новое и интересное – третий признак. То есть генов по-прежнему два, а вот проявлений фенотипа здесь на одно больше. Обратимся к той же паре белка-барсук. Скрещиваем их, смотрим на потомство… И видим нечто необычное. При неполном доминировании получается белкобарсук, ну, или барсукобелка с генотипом Аа.

Неполное доминирование

Когда все это выяснено, можно приступать к решению по классической схеме.

ССцепленное наследование

Здесь появляются такие фразы, как «признаки сцеплены», «гены сцеплены», «гены локализованы в одной хромосоме», «признаки наследуются вместе» и т.д. То есть мы имеем дело с группой сцепления, а это неизбежно приводит к отходу от «менделевской» генетики и приводит к «моргановской». Цифры и расщепление здесь совершенно иные:

  • Во втором поколении не происходит расщепления по третьему закону. Вместо 9:3:3:1 видим 1:1. Пример: в полученном потомстве (F2) оказалось 50% особей с нормальными крыльями, без пятна на крыле и 50% с короткими крыльями, с пятном на крыле.
  • При анализирующем скрещивании гетерозиготы получим не 1:1:1:1, а опять-таки 1:1. Пример: в анализирующем скрещивании гибрида F1 получилось потомство двух фенотипических групп.

Обратите внимание, что чаще всего группу сцепления образуют одинаковые буквы, то есть доминантный признак наследуется совместно с доминантным, а рецессивный – с рецессивным: АВ и ab. Но в некоторых задачах возможно нетипичное сцепление: Ab и aB. Какие гены локализованы в одной хромосоме, становится понятным из условия.

Кратко сцепленное наследование можно отобразить рисунком: скрещивая белку с барсуком, в потомстве получаем белку и барсука, абсолютно похожих на соответствующего родителя.

Сцепленное наследование

Отдельным случаем в задачах на сцепленное наследование является кроссинговер. Напомню, что это обмен участками между гомологичными хромосомами при мейозе. Он нарушает сцепление, портит нам красивую картину и запутывает.

Здесь расщепление и вовсе необычное, 3:3:1:1, или 9:9:1:1, или вообще не вычленяемое.

Однозначно проявляется только одно: в потомстве особей с комбинациями признаков, отличных от родительских, гораздо меньше, чем полностью с ними схожих.

Пример: в анализирующем скрещивании гибридов F1 получили растения: 323 с усиками и яркими цветками, 311 без усиков и с бледными цветками, 99 с усиками и бледными цветками, 101 без усиков и с яркими цветками.

ССцепленное с полом наследование

Таким задачам следовало бы дать наименовании МИКС, так как в них присутствует генетика и Менделя, и Моргана. Принципиально новым здесь является только обозначение пола.

Для большинства «существ из задач» характерно обозначение женского пола XX, мужского – XY. Но и здесь не обходится без подвохов: у птиц и бабочек женский пол XY, а мужской – XX.

Это надо запомнить как таблицу умножения, потому что далеко не в каждом условии указано, как определять тот или иной пол.

Что важно усвоить для этого типа задач:

  • Признак, сцепленный с полом, принято обозначать вверху, как степень. Если сцепление происходит с Х-хромосомой, то степень появляется только у него, а У остается пустота, и наоборот.
  • По сути здесь даже три признака: сам пол, сцепленный с ним признак (например, гемофилия) и аутосомный, то есть несцепленный (например, цвет глаз, волос). Пол и гемофилия ведут себя по отношении друг другу как признаки в задачах на сцепленное наследование и никогда не разделяются, а группа сцепления пол-гемофилия (Ха) и цвет глаз (В) никак не связаны и передаются раздельно по третьему закону Менделя.

Графически это выглядит следующим образом: у семейной пары белка-барсук, чисто теоретически, может появиться 4 ребенка. Смотрим: белка-девочка, похожая на маму; барсук-мальчик, похожий на папу; белка-девочка, похожая на папу; барсук-мальчик, похожий на маму.

Сцепленное с полом наследование

ГГруппы крови и резус-фактор

От задач на классическую генетику отличаются только обозначениями:

  • I0I0 – первая группа крови;

Резус-фактор классически обозначается Rh+ и Rh-. Положительный доминирует над отрицательным. Можно использовать и более простые обозначения: R для + и r для -.

В остальном решение аналогично классической схеме, работает третий закон Менделя.

ООбщие секреты

Ну, и наконец добрались до секретов решения. Опять-таки про оформление говорить не будем, а только про то, на что нужно обращать внимание, что может помочь на экзамене.

  1. Обязательно прописывайте «Дано» и в черновике, и в бланке ответов. Это поможет не запутаться самим и сделать решение максимально прозрачным и понятным для проверяющих экспертов.
  2. Если не указано, какой признак доминантный, а какой рецессивный, всегда смотрите на потомков, чаще всего, в F1. Пример: при скрещивании растений кукурузы с гладкими окрашенными семенами и растений с морщинистыми неокрашенными семенами потомство оказалось с гладкими окрашенными семенами. Это фраза означает, что доминантными признаками являются гладкость и окрашенность семян. Другими словами, ищем однообразие: если родители были с разными признаками, а в потомстве проявляется только один из них, то именно он и будет «победителем». Первый закон Менделя, однако.
  3. В задачах про людей неспроста говорится, что чья-то мама или чей-то папа имели голубые глаза, болели гемофилией или были здоровыми. Эти указания позволяют точно определить генотип кого-то из пары. Пример: наличие ямочек на щеках доминирует над их отсутствием, а умение сворачивать язык в трубочку – над отсутствием этой способности. Мужчина с ямочками на щеках и способный сворачивать язык в трубочку, мать которого не имела ямочек и не могла сворачивать язык в трубочку… После описания матери мы точно можем сказать, что мужчина гетерозиготен по обоим признакам (AaBb), ведь мама могла ему передать только такие гены.
  4. При определении генотипов родителей и потомков особое внимание обращайте на проявления рецессивного признака. Если кто-то из родителей рецессивен, то у ребенка в генотипе обязательно будут маленькие буквы. Если ребенок рецессивен, а родители доминантны, это означает, что предки являются гетерозиготами, причем оба.
  5. При определении гамет не забывайте, что в них всегда отходит ПО ОДНОЙ букве ИЗ ПАРЫ. То есть при дигибридном скрещивании, когда в генотипе родителей 4 буквы, в гаметы будет отходить строго по 2 РАЗНЫЕ буквы: AaBb дает AB, Ab, aB, ab. В гаметах прописываем все возможные варианты сочетаний для конкретной задачи. Также обратите внимание, что при сцепленном наследовании без кроссинговера дигетерозигота дает только два типа гамет: AB и ab или Ab и aB (группы сцепления зависят от условия). При сцепленном наследовании с кроссинговером 4 типа: AB, Ab, aB, ab.
  6. Количество возможных потомков определяется простым перемножением гамет. Возьмем самую большую задачу на скрещивание двух дигетерозигот. Первый организм дает четыре типа гамет, второй – тоже 4. Умножаем 4 на 4 и получаем 16 (вспомните решетку Пеннета, расщепление 9:3:3:1, при сложении получаем 16). Это самое большое количество потомков, которое вам может встретиться в ЕГЭ.
  7. Не забывайте, что в генотипе детей должно быть ровно столько же букв, что и в генотипе родителей. То есть по 4 у исходных особей и по 4 у всех потомков (при дигибридном скрещивании).
  8. Помните, вероятность рождения ребенка с каким-либо признаком высчитывается от количества всех возможных потомков, а не только от тех, которые уже появились на свет. Пример: у человека глухота – аутосомный, рецессивный признак; дальтонизм – рецессивный признак, сцепленный с полом (Xd). Здоровая по двум этим признакам женщина вышла замуж за мужчину, страдающего глухотой и дальтонизмом. У них родились дочь с хорошим слухом и дальтоник и сын, глухой и дальтоник. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, все возможные генотипы и фенотипы детей. Определите вероятность рождения детей, страдающих обеими аномалиями. Какого они будут пола? Укажите их генотипы. Здесь прописываем полную схему, потом определяем, какие еще дети могут появиться у этой семьи, и высчитываем вероятность. Она будет равна 25%.
  9. Не пугайтесь, если просят назвать закон, который работает в определенной задаче. В классической генетике действует третий закон Менделя, закон независимого наследования признаков. В задачах на сцепленное наследование – закон Моргана.

Ну, и напоследок. Не бойтесь длинных формулировок или непривычного формата задачи: за этим каркасом скрывается задание, принцип решения которого вам известен. Просто распишите ее на черновике, разложите все по полочкам, подумайте и сможете набрать за этот номер максимальный балл. Успехов!

© Михеева Ксения, 2018

Источник: https://vk.com/@addictive_biology-sekrety-resheniya-geneticheskih-zadach

Принципы решения задач на сцепленное наследование – Биофанат

Закон моргана задачи

Задачи на сцепленное наследование неаллельных генов по Т.Моргану, при сдаче ЕГЭ по биологии оказываются сложными еще для бОльшего количества учащихся, чем задания по дигибридному скрещиванию неаллельных генов по Г.Менделю.

Снова подчеркну, что задачи на сцепленное наследование неаллельных генов ни в коем случае нельзя путать с задачами на анализирование закономерностей наследования признака, сцепленного с полом, то есть   признака организма, аллельные гены которого находятся только  в половых хромосомах XХ  или ХY.

Закон  сцепленного  наследования  неаллельных генов   Т.Моргана  применяется  в задачах по генетике для 

генов, находящихся в обычных аутосомных хромосомах, поэтому имеющих одинаковое наследование у мужских и женских особей.

Хорошо бы уяснить и то, в чем  закон  сцепленного наследованияТ.Моргана является  противоположностью третьему закону независимого наследования признаков Г.Менделя:  

а) по третьему закону Менделя во втором поколении от скрещивания дигетерозигот (AaBb x AaBb) образуется каждым из родителей с равной вероятностью (по 25%) по четыре сорта гамет AB, Ab, aB, ab.

б) по закону сцепленного наследования Моргана  от скрещивания дигетерозигот (без кроссинговера) будет образовываться  с равной вероятностью (по 50%) всегопо два сорта гамет. Только AB и ab или Ab и aB (в зависимости от того какие аллели генов с какими являются сцепленными).

Итак,  в задачах на сцепленное наследование надо определить какое   потомство получится, если изучаемые признаки, находятся не в разных (как по Менделю), а в одной и той же паре гомологичных родительских хромосом, то есть относятся к одной группе сцепления.

                                                А в чем проблема то

Поскольку анализируемые признаки в этом типе заданий относятся к одной группе сцепления,  онии должны наследоваться по закону Моргана сцеплено или совместно.

Да, действительно, чаще всего так и происходит, но как вы помните, при образовании половых клеток в профазе I мейоза может происходить кроссинговер (обмен равноценными  участками гомологичных хромосом).

Да, интересен русский язык: пишу “может происходить“, подразумевая, что может и не происходить!

Так вот, с какой вероятностью возможен кроссинговер между  данными  в задаче парами анализируемых признаков, то есть с какой вероятностью  произойдет   нарушение закона ихсцепленного наследования, что приведет к образованию у дигетерозигот не только двух пар основных гамет (как должно быть без кроссинговера), а дополнительно еще двух пар кроссоверных гамет (всего образуется четыре сорта гамет как-будто по Менделю, но не в равном соотношении) – это и предстоит определить.

Для того, чтобы лучше разобраться в теме сцепленного  наследования, разберем подробно решения нескольких  задач.

            Очень важно помнить всего лишь следующее правило Т.Моргана:

вероятность нарушения сцепленного наследования или возникновения кроссинговера  между неаллельными генами одной группы сцепления при мейозе прямо пропорциональна расстояниюмежду ними в хромосоме.

Я бы, как репетитор ЕГЭ по биологии, настоятельно рекомендовал это правило воспринимать вранге закона, так как именно оно настолько универсально, что позволяет устанавливатьгенетические карты организмов и на нем построено решение почти всех задач по сцепленному наследованию. В последних учебниках биологии это правило даже не выделено курсивом?!

Таким образом, что получается? Чем дальше изучаемые гены находятся друг от друга в данной паре гомологичных хромосом, тем с большей вероятностью  при образовании половых клеток они будут наследоваться порознь, не совместно.

И  последнее, самое главное определение. Поскольку о расстоянии между неаллельными генами в хромосоме можно судить по частоте перекреста между ними, была введена единица измерениярасстояния между генами: 1 сантиморган – сМ (более старый термин морганида). 1 сМ равен 1% перекреста.

                               Задача 1. На сцепленное наследование с кроссинговером

У человека гены А и В локализованы в аутосоме и растояние между ними 8 морганид. Какая вероятность рождения ребенка с генотипом и фенотипом матери, если ее генотип  Аb//аВ, а генотип  супруга  аb//аb.

Без кроссинговера генотип матери  способен образовать только такие гаметы как: Аb и аВ.

Поскольку указано расстояние между ними равное 8 морганидам, то это значит, что мы должны решать эту задачу с возможным протеканием кроссинговера. Кроссинговер обеспечит с вероятность 8% появление кроме основных гамет еще и рекомбинантных (кроссоверных) таких какАВ и аb.

Поскольку генотип отца  гомозиготен по обоим признакам, то он образует хоть без кроссинговера, хоть с кроссинговером всего один «сорт» гамет аb.

Таким образом, мы получим потомков:  Аb//аbаВ//аb по 46%, и АВ//аb,  аb//аb по 4%, то есть вероятность рождения ребенка гетерозиготного по обоим признакам как мать АаВb равна 4%.

                                        Задача 2. Про бабочек с кроссинговером

У бабочки-парусника ген, обуславливающий окраску тела, и ген, контролирующий наличие выступа на крыле, являются доминантными и расположены на расстоянии 6 морганид. Какое потомство можно ожидать от скрещивания гетерозиготной по обоим признакам самки и неокрашенного самца без выступа на крыле?

Сказано, что доминантные аллели разных генов  окраски тела самки бабочки (обозначим А) и формы края крыла (обозначим В) находятся в одной хромосоме.

Так как ещё известно, что она гетерозиготна по обоим признакам, значит в другой, гомологичной этой хромосоме, у неё „сидят“ рецессивные аллели этих двух признаков ав.

Про самца сказано, что он был с фенотипически рецессивным по  обоими изучаемым признакам.

Итак, нам известны генотипы самки и самца бабочки парусника: АВ//ав  и ав//ав. Самка без кроссинговера производит такие гаметы: АВ и ав (их будет образовываться при мейозе 94%). Самец — только ав (хоть с кроссинговером, хоть без кроссинговера — он ведь гомозиготный).

Кроссинговер обеспечит образование самкой при мейозе еще 6% вот такихрекомбинантных гамет: Ав и аВ.

Потомство: АВ//ав и ав//ав (47% цветных с выступом на крыле — как исходная самка и 47% неокрашенных без выступа — как исходный самец).

Ав// иаВ//ав (3% цветных без выступа и 3% неокрашенных с выступом на крыле).

                                        Задача 3. Разводим кроликов (с кроссинговером)

У кроликов рецессивный ген белой пятнистости (голландские кролики) сцеплен с рецессивным геном, обуславливающим длинный волосяной покров ангорского типа. Кроссинговер на этом участке составляет 14 %.

Гомозиготного длинношерстного пятнистого кролика скрестили с особью дикого типа.

Какие фенотипы, и в каком соотношении должны иметь место в случае возвратного скрещивания гибридов первого поколения с голландским длинношерстным кроликом?

Обозначим:

А — однотонный  окрас шерсти (дикий тип), В — нормальная (короткая)  длина шерсти (дикий тип);

а — пятнистый окрас (голландский кролик), b — длинная шерсть (ангора).

P: ab//ab    x    AB//AB

G:….ab…………….AB

В этом первом скрещивании мы видим, что возможный кроссинговер  при мейозе (образовании гамет) ни у одной из родительских форм (они обе дигомозиготы) не вызовет образования каких-либо новых рекомбинантных гамет: будут гаметы только ab и AB.

F1: .. AB//ab (все потомки в F1 получились дикого типа с однотонным окрасом и короткой шерстью, но уже дигетерозиготные). 

Возвратное (обратное скрещивание с одним из родителей) скрещивание полученного гибрида с пятнистым длинношерстным даст:

P: AB//ab    x     ab//ab

G: AB, ab………….ab  (такие гаметы  образуются без кроссинговера их 86%)

F2:  AB//ab, ab//ab, соответственно, таких однотонных короткошерстных и пятнистых длинношерстных  потомков будет рождаться по 43%.

В результате кроссинговера первый организм образует еще и такие рекомбинантные гаметы как: Ab и aB, поэтому появятся еще с вероятностью 14 % кролики вот с такими генотипами: Ab//ab и aB//ab, то есть однотонные с длинной шерстью и пятнистые с короткой шерстью по  7%.

Источник: https://sites.google.com/site/biofanat/metodiceskaa-kopilka/obsaa-biologia/genetika/principy-resenia-zadac-na-sceplennoe-nasledovanie

Юрист спасет
Добавить комментарий