Кто убил старуху процентщицу

Криминальное чтиво. Как в Воронежской области убили старуху-процентщицу

Кто убил старуху процентщицу

Через полтора века после написания «Преступления и наказания» Федором Достоевским история нищего питерского студента материализовалась в Россоши.

В апреле 2008 года Данила Дивноруцкий в точности повторил поступок Родиона Раскольникова.

Совпали возраст, жертва и даже наказание главного героя (речь не о муках совести): россошанец, как и литературный прототип, был приговорен к 8 годам колонии строгого режима.

Подробности преступления и наказания – в материале РИА «Воронеж». Имена жертвы и преступников изменены по этическим соображениям.

Утопленница

Женское тело с привязанным к нему 15-килограммовым грузом – бензонасосом в стальном корпусе – всплыло на восточной окраине Россоши в озере Малый Лиман 21 апреля 2008 года. Рыбаки, наткнувшиеся в камышах на страшную находку, вызвали милицию.

– Тело бабушки было укутано в десятки одежек. Сверху старого, потрепанного платья – парочка заношенных кофт, следом пальто, а на нем – засаленный ватник.

Недалеко от озера располагалась свалка, где обретались бомжи.

Мы подумали, что утопленница – одна из них, – рассказал журналисту РИА «Воронеж» бывший в то время начальником отдела уголовного розыска ОВД по Россошанскому муниципальному району Сергей Грузин.

Однако бабулька в древних тряпицах оказалась вовсе не нищенкой, а совсем наоборот – миллионершей. Недели за полторы до обнаружения тела о пропаже пожилой родственницы сообщил ее сын – инвалид Семен Ячнев. Его пригласили на опознание, и он подтвердил: утонувшая – его 81-летняя мать Тамара Михайловна Ячнева.

По заключению судмедэкспертов, в воду бабушку бросили уже мертвой.

– Разумеется, сын погибшей тут же оказался в числе подозреваемых. Мало того что он был прямым наследником (как оказалось, немаленького состояния), так еще и отношения у них были прескверными. Случалось, мужчина поколачивал мать, однажды даже сломал ей руку, – поделился Сергей Грузин.

По данным судмедэкспертизы, смерть старушки наступила в результате перелома шейных позвонков.

Как одноногому дотащить тело до водоема (от дома погибшей до Малого Лимана примерно 6 км)? Как примотать тяжелый груз и утопить? Сыщики сошлись во мнении, что немощному инвалиду сделать это не по силам.

До зарплаты и на свадьбу

Изучив биографию покойницы, сыщики выяснили неожиданное: ходившая в обносках и жаловавшаяся соседям, что сын морит ее голодом, старушка была настоящей богачкой. В течение последних 35 лет она давала землякам в долг под проценты.

В начале 1970-х годов женщина переехала в Россошь из другой области. Там она трудилась главным бухгалтером в успешной сельхозартели. Была бережливой, держала подсобное хозяйство, и деньги у нее всегда водились. Из своей кубышки женщина и стала ссуживать нуждающимся, сделала из этого свой бизнес.

– У нее перехватывали до зарплаты или на свадьбу, на юбилеи или похороны. В заемщиках у процентщицы ходили более сотни человек. Причем не только из Россоши, но и близлежащих сел. Суммы – от 50 до 100 тыс. рублей.

От процентов, под которые старушка давала в долг, захватывало дух: 200, а то и 500% годовых! Старушка стала прародительницей современных микрокредитных организаций, – рассказал Сергей Нефедоров, возглавлявший Россошанский ГРОВД с 1999 по 2010 год.

К своим должникам ростовщица была безжалостна: если те затягивали с возвратом, подавала на них в суд. И неизменно выигрывала. Так, например, 10 тыс. рублей, взятые в долг земляком пенсионерки в 2004 году, превратились за год с учетом инфляции и набежавших процентов в 25 тыс. Их взыскали с должника благодаря судебному решению и работе приставов.

Финансово подкованная

В доме старушки следователи нашли несколько «талмудов», где педантично фиксировались данные ее должников вместе с расписками и высчитанными процентами. Милиционеры изъяли пять толстых школьных тетрадей, изрядно потрепанных и засаленных.

Вместе с пометками о финансовых операциях в записях проскальзывали подробности жизни женщины. К примеру, фиолетовыми чернилами было нацарапано: «Встретиться с К. Напомнить: ссуда до 3 февраля.

Если не вернет – сказать, что процент вырастет с пяти до пятнадцати», и тут же на полях карандашом – «Выяснить у медсестры в поликлинике, как записаться к врачу», а рядом – рецепт холодца.

– После смерти на сберкнижке у старушки, которую на улице легко принимали за побирушку, осталось около миллиона рублей. По тем временам бешеные деньги, – сообщил корреспонденту РИА «Воронеж» бывший тогда начальником криминальной милиции Россоши Иван Моргун.

Все свои капиталы ростовщица хранила отнюдь не под матрасом, а, как серьезный бизнесмен, в банке.

– Когда мы стали изучать документы, были поражены, насколько бабулька оказалась финансово подкованной! В записях, скопившихся за долгие годы, мелькал даже такой мудреный термин, как «ставка рефинансирования».

Сумму долга старушка высчитывала в зависимости от курса доллара. Обнаруженные записи показали, что она была в курсе чуть ли не всех крупных биржевых торгов.

При этом проценты, которые она «лупила» с должников, оказывались просто драконовскими, – признался Сергей Грузин.

Плюшкин в юбке

Процентщица была осторожной, кому ни попадя деньги не давала. В число ее клиентов можно было попасть лишь по рекомендациям знакомых или постоянных клиентов. Со своими заемщиками Тамара Михайловна встречалась в доме, а детали обговаривала в укромном местечке – в лесочке за домом. Место мрачное: с одной стороны – свалка, с другой – гаражи. Оно-то и стало для нее гиблым.

– Сын женщины не одобрял бизнес матушки и частенько с ней из-за этого ругался, даже поколачивал, поэтому она и решала свои дела вне дома. Мужчина был предпенсионного возраста, но жил с матерью на нищенскую пенсию по инвалидности, выпивал: несколько лет назад из-за гангрены ему отняли ногу.

Старушка имела хороший доход от своего бизнеса, около сотни кур, неплохой дом, квартиру в Россоши, но сыну при этом категорически не помогала. Да и сама ходила в лохмотьях, частенько выпрашивая еду у соседей. Дом, снаружи крепкий, внутри напоминал лачугу.

Бабулька была неимоверно прижимистой, и соседи за глаза называли ее Плюшкиным в юбке, – рассказал Грузин.

«Убил непременно закладчик!»

Так же, как и Порфирию Петровичу, россошанским оперативникам было ясно: искать убийцу следовало среди заемщиков старухи. Даже после ее смерти, вопреки обычаю не говорить о покойниках плохо, многие поносили ее почем зря и откровенно радовались ее преждевременной кончине.

Те, кто взял у нее деньги и был не в состоянии отдать, становились ее заложниками. Старуха била их клюкой, стращала бандитами и использовала как бесплатную рабсилу. Проштрафившиеся батрачили у нее на огороде, снабжали продуктами, всячески задабривая алчную ростовщицу.

– Должников у Ячневой было много; чтобы их опросить, выезжать пришлось даже за пределы Россоши. В поселке Начало допрошенная женщина вдруг проговорилась: «Мы со старухой о своем долге договорились, а вот сын мой Данила тоже брал, – рассказывал журналисту Иван Моргун. – Поехали к сыну, а тот: «Не было никакого долга». Вызвали парня в милицию. Какое-то время он поупорствовал, а потом сдался.

Не было человека в РОВД, кто бы не окрестил его Раскольниковым.

«… Старуха стояла перед ним молча и вопросительно на него глядела. Это была крошечная, сухая старушонка, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая.

— Что угодно? — строго произнесла старушонка, войдя в комнату и по-прежнему становясь прямо перед ним, чтобы глядеть ему прямо в лицо.

— Заклад принес, вот-с!»

(Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»).

Был ранний вечер, как у Достоевского, – около 17:00. Двадцатитрехлетний Данила Дивноруцкий принес старухе заклад. Был он, как и герой Достоевского, хорош собой, тонок и строен.

Правда, не фальшивый серебряный портсигар он принес процентщице, а мешок фуража. Кормовым зерном, которое старуха давала курам, Данила расплачивался за проценты. Парень больше года назад занял у старухи 5 тыс.

рублей на свадьбу под десять процентов в месяц (мешок фуража – 500 рублей), а вернуть не получалось.

Она открыла ворота, сказала: «Ставь мешок сюда. Позже приходи в лесок, где всегда», – вспомнил на следственном эксперименте Дивноруцкий.

Данила попросил ростовщицу проявить к нему снисхождение: пересчитать сумму. Дескать, жена не работает, годовалый ребенок хворает. Сам Данила всего пару месяцев назад устроился на работу, до этого перебивался случайными заработками от частного извоза. Бабка от этих слов рассвирепела.

По словам Данилы, стала ему угрожать: «Если не начнешь гасить долг, пойду в милицию или к бандитам!». В запале бабка двинула ему клюкой по руке. Парню кровь ударила в голову, и он стукнул в ответ. Старуха отлетела, как сухая веточка, опрокинулась навзничь.

Шеей она угодила точно в вытянутый корень сосны.

Поняв, что случилось, молодой человек пришел в ужас. В шоке он бросил тело на заднее сиденье своей «копейки» и двинул на окраину Россоши. В багажнике машины валялся тяжелый бензонасос, который парень хотел отвезти в ремонт.

Его-то он и прикрутил проволокой к телу. Потом спихнул с четырехметрового обрыва в озеро. С собой у парня оказалась бутылка водки, которую он тут же и осушил. Потом сел за руль и поехал домой. Долго возился в сарае, куда принес таз с водой.

Полночи драил чехлы, перепачканные кровью.

«Какое преступление?»

– Сначала Дивноруцкий сознался в убийстве, но через какое-то время пошел на попятную. Его матушка стала сочинять ему фальшивое алиби, – рассказал Сергей Грузин.

Как у Достоевского: «Преступление? Какое преступление? – вскричал он вдруг в каком-то внезапном бешенстве. – То, что я убил гадкую, зловредную вошь, старушонку, процентщицу, никому не нужную, которую убить – сорок грехов простят, которая из бедных сок высасывала, и это-то преступление? Не думаю я о нем и смывать его не думаю…».

Улики, собранные следователями, оказались сильнее слов. Это понял и сам обвиняемый и однажды тоже перестал отпираться.

Россошанский районный суд 12 декабря 2008 года назначил Даниле Дивноруцкому 8 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима за совершение убийства (ч. 1 ст. 105 УК РФ).

Различие этой истории с классическим сюжетом очевидно. Россошанский Раскольников не делал своего поступка сознательно, не пытался выяснить, «тварь он дрожащая или право имеет». Были ли у Данилы Дивноруцкого муки совести после того, как он переступил черту? Стала ли его жена Соней Мармеладовой, возродившей его к новой жизни? Все это осталось за пределами уголовного дела.

  • Новости РИА «Воронеж»
  • Мы в Яндекс Дзен
  • Наш Telegram

×

Добавить издание «РИА “Воронеж”» в ваши источники?

Новости из таких источников показываются на сайте Яндекс.Новостей выше других

Добавить

Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://riavrn.ru/districts/rossoshanskiy/kriminalnoe-chtivo-kak-v-voronezhskoy-oblasti-ubili-starukhu-protsentshchitsu/

Старуха-процентщица

Кто убил старуху процентщицу

Второстепенный персонаж романа Федора Достоевского «Преступление и наказание». Старуха шестидесяти лет, вдова чиновника, занимается ростовщичеством. Убита главным героем романа Родионом Раскольниковым.

История создания

Федор Достоевский

У старухи-процентщицы из романа Достоевского есть несколько прототипов. Работая над романом, писатель, вероятно, использовал материалы об убийстве, произошедшем в Москве летом 1865 года. Тогда жертвой убийцы стали две женщины, кухарка и прачка.

Убийцей оказался 27-летний приказчик, сын купца, некий господин Чистов. Заметка об этом преступлении вышла в журнале «Голос».

Детали убийства во многом совпадают с тем, что описано в романе, поэтому исследователи творчества Достоевского считают, что писатель мог использовать информацию об этом преступлении в работе над текстом.

Убийца Чистов по вероисповеданию был раскольником, что, вероятно, стало толчком к появлению фамилии главного героя романа — Раскольников.

Убийца пробрался в квартиру между семью и девятью часами вечера и убил двух старух — кухарку и прачку. Орудием убийства оказался топор, а целью проникновения — грабеж.

Убийца выпотрошил сундук и украл деньги, а также золотые и серебряные вещи. Вытащенные из сундука вещи оказались разбросаны по квартире.

Иллюстрация к роману “Преступление и наказание”

Еще одним прототипом старухи-процентщицы исследователи считают тетку писателя, некую А.Ф. Куманину. Эта женщина приходилась сестрой матери Достоевского. Была необычайно богатой, но сумасшедшей старухой.

У Куманиной было много бедных родственников, однако женщина завещала собственное состояние не им, а церкви — на украшение храмов и помин души.

Старуха-процентщица в романе Достоевского оставила такое же завещание и так же оставила без средств к существованию собственную слабоумную сестру Лизавету.

«Преступление и наказание»

Настоящее имя старухи-процентщицы — Алена Ивановна, фамилия героини неизвестна. Это женщина шестидесяти лет, вдова, состояла замужем за чиновником — то ли коллежским секретарем, то ли коллежским регистратором. В свои годы героиня выглядит как «крошечная сухая старушонка» с тонкой и длинной шеей, со злыми глазками и маленьким острым носом.

Старуха-процентщица

Волосы героини слабо тронуты сединой, Алена Ивановна — блондинка. Героиня жирно мажет волосы маслом, вероятно, ухода ради, и заплетает в тонкую крысиную косичку.

Автор называет героиню «маленькой и гаденькой». Одежда на героине потрепанная — «фланелевое тряпье», кроме того, героиня мерзнет даже в жаркую погоду и носит меховую кацавейку.

Алена Ивановна больна туберкулезом, постоянно кашляет и кряхтит.

Героиня жила в Петербурге, по предположению исследователей — в одном из домов на набережной канала Грибоедова, известном как дом Вальха.

Старуха занимается ростовщичеством — дает в долг деньги нуждающимся под залог ценных вещей. Главный герой романа, бедный студент Родион Раскольников, узнает об Алене Ивановне и ее промысле от одного приятеля.

Раскольников обращается к старухе, когда возникает острая нужда в деньгах, и закладывает у той вещи.

Старуха-процентщица и Родион Раскольников

Ростовщический промысел приносит Алене Ивановне хороший доход. Старуха выдает клиентам сумму в четыре раза меньшую, чем реальная стоимость вещей, которые те у нее оставляют.

Некоторые клиенты не в состоянии бывают выкупить заложенные вещи, тогда оставленное в залог остается у старухи. Достаточно просрочить заклад на один день. Процентщица, вероятно, перепродает заложенные вещи по более высокой цене.

Героиня безразлична к людям и обстоятельствам, которые вынуждают тех задерживать выплату долга.

Таким образом Алена Ивановна сколотила неплохое состояние. Персонажи говорят, что старуха «богата, как жид» и способна выдать на руки пять тысяч сразу. Несмотря на богатство, героиня жадна и патологически бережлива, ходит в изношенной одежде и практически не тратится, доходы не приносят героине никакой пользы или удовольствия.

Сестра старухи-процентщицы Лизавета (кадр из фильма)

У Алены Ивановны стервозный характер — злой и капризный. Героиня глупа, жизнь ее лишена смысла. Алена Ивановна «никому не нужна» и сама не знает, для чего живет.

Героиня живет вместе с младшей сестрой, слабоумной Лизаветой, которую постоянно бьет, угнетает и использует как прислугу. При этом состояние старуха завещала не сестре, а некоему монастырю ради помина собственной души.

Лизавете же после смерти старшей сестры отойдет одно движимое имущество — мебель, одежда и прочее, но ни гроша денег.

Героиня равнодушна к будущему сестры и бессердечна по натуре, но при этом религиозна. Дальнейшая судьба недееспособной Лизаветы совершенно не волнует процентщицу, зато та беспокоится о собственной посмертной участи.

Алена Ивановна недоверчиво относится к людям, никуда не ходит и круглый год сидит дома, жалуясь на больные ноги. Окружающие открыто называют героиню «старой ведьмой» и не испытывают к ней симпатии.

Студент Раскольников задумывает убийство старухи-процентщицы. Герой учился на юриста, но бросил университет, забросил также давать частные уроки и впал в бедность.

Герой валяется целыми днями дома, бездельничает и размышляет о жизни.

У старухи Раскольников брал деньги под залог, однако убийство замыслил не чистой выгоды ради, а чтобы подтвердить измышленную им теорию и доказать самому себе, что он, Раскольников, относится к лучшей части человечества.

Раскольников убивает Алену Ивановну и ее слабоумную сестру, грабит убитых и незамеченным скрывается с места преступления. По сути, старуха-процентщица — психологический двойник Раскольникова. Герой напирает на ничтожность убитой им женщины, называя ту «вошью». Однако в конце романа Раскольников приходит к выводу, что сам он точно такая же вошь.

Экранизации

Елизавета Евстратова в роли старухи-процентщицы

В 1956 году вышла французская экранизация романа «Преступление и наказание» под названием «Crime Et Chatiment». Это криминальная драма, сюжет которой заметно переделан по отношению к роману. Местом действия стала Франция 40-ых годов ХХ века.

Главный герой, бедный студент Рене, принимает решение убить старую мадам Орваи из романтических соображений. Герой хочет раздобыть денег, чтобы избавить сестру от нежеланного замужества, а заодно помочь прекрасной проститутке Лили бросить неприличную профессию и зажить новой жизнью.

Мадам Орваи в этом фильме играет актриса Габриэль Фонтейн.

Вера Карпова в сериале “Преступление и наказание”

В 1969 году вышла советская экранизация романа, двухсерийная драма, снятая режиссером Львом Кулиджановым. Роль Алены Ивановны здесь исполняет актриса Елизавета Евстратова.

Критики назвали фильм Кулиджанова «холодноватой интеллектуальной трактовкой» романа Достоевского. Следующая экранизация выходит в 2007 году.

Это восьмисерийный телесериал режиссера Дмитрия Светозарова, где роль старухи-процентщицы сыграла актриса Вера Карпова.

Цитаты

«Я ведь не старушонку убил, я себя убил!»«Вранье есть единственная человеческая привилегия перед всеми организмами».«Славная она, — говорил он, — у ней всегда можно денег достать. Богата как жид, может сразу пять тысяч выдать, а и рублевым закладом не брезгает. Наших много у ней перебывало».«Я ведь только вошь убил, Соня, бесполезную, гадкую, зловредную».

Источник: https://24smi.org/person/6209-starukha-protsentshchitsa.html

За что убили старуху-процентщицу

Кто убил старуху процентщицу

Этика процента: Дж. Локк и И. Бентам о природе ссудного процента и его регулировании. Сборник. — Москва, Челябинск: Социум, 2019

Этика и экономика — одна из самых актуальных и одновременно вечных проблем. А этика и процент — не просто актуальная и вечная, но еще и парадоксальная. Проклятие деньгам и огненное желание уничтожить их — огромная традиция из глубин веков до наших дней. Еще жарче, еще раскаленней в этой традиции желание уничтожить процент.

В чем виновата Алена Ивановна

Иногда закрадывается подозрение, что Достоевский заставил своего героя убить топором не только старуху-процентщицу, но и несчастную беременную Лизавету, потому что опасался, как бы читатели не подумали: поделом старой кровопийце, не жалко. В романе «Преступление и наказание» условия кредитования у Алены Ивановны и правда были грабительские: сто двадцать процентов в год с залогом и с выплатой процента за месяц вперед в момент получения кредита.

А почему, собственно, грабительские? А какой процент — разумный и достаточный? Как это установить? Нужно ли государству ограничивать деятельность ростовщиков? А если нужно, как именно?

По-моему, главная проблема состоит в том, что проклинать кредит и процент легко и приятно: чувствуешь себя возвышенным и нравственным человеком, у которого болит душа за слезинку ребенка.

А разбираться в проблемах регулировании кредита тяжело и неприятно: мало того, что материя сложная, так еще и все вокруг во главе с великой русской литературой осудят бесчеловечного злодея, который берет под защиту ростовщичество.

История с проклятьями

Недавно у нас была переведена книга «Долг: первые 5000 лет истории» (Дэвид Гребер. Долг: первые 5000 лет истории — М.

: Ад Маргинем Пресс, 2015) антрополога и анархиста Дэвида Гребера, который со всей страстью бросил проклятье деньгам и кредиту в капиталистическое лицо современного общества.

Он предсказал, что капитализм уже на пороге полной гибели всерьез и сегодняшние дети доживут до того дня, когда экономики больше не будет. Он сурово осудил Адама Смита за его мысль, что:

«Экономика не должна быть справедливой, экономика должна быть эффективной и через эффективность творить справедливость».

Не менее сурово осудил он Джона Локка, возложив на него ответственность за голод и волнения, вызванные его пониманием серебряных денег и доверия граждан правительству. Странно, что Бентама он не упомянул ни разу.

 Памфлет Джона Локка «Некоторые соображения о последствиях снижения процентной ставки и повышения ценности денег» (1691), тот самый, который, по Греберу, оказался таким гибельным для английского народа, на русском языке не публиковался, как и трактат Бентама «В защиту ростовщичества» (1789).

В недавно вышедшем в издательстве «Социум» сборнике «Этика процента» обе работы впервые полностью переведены и сопровождаются статьями современных российских авторов о развитии кредита, научном наследии Локка и Бентама, а также о сегодняшнем взгляде на этическую составляющую регулирования процента:

  • Алексей Саватюгин «Из истории ростовщичества»,
  • Данила Расков «Джон Локк о деньгах и проценте»
  • и две статьи Максима Сторчевого — «Иеремия Бентам об этике ростовщичества» и «Современный взгляд на этику ростовщичества».

Трудная доля ростовщиков

Прослеживая историю кредитования, Алексей Саватюгин отмечает этические и экономические противоречия, которые тысячи лет сопровождали взимание процента. Судьба ростовщичества всегда была непростой.

Религиозные и светские власти часто запрещали его как дело безбожное и несправедливое, бесчестное.

Фома Аквинский называл всякого кредитора обманщиком, ибо он требует деньги за время, тогда как время принадлежит не ему — это благо, дарованное всем в равной степени.

«Но удивительная вещь — в некоторых случаях ростовщиками становилось… само духовенство! Поскольку в храме накапливаются материальные ресурсы, возможность отдать их взаймы осознается довольно быстро. В Греции первыми банковскими учреждениями были храмы.

В Новгороде до разрушения торговли при нашествии монголов выдавались колоссальные займы в палатах собора Святой Софии. Несколько позже по масштабам ростовщической деятельности в России выделялись Кирилло-Белозерский и Юрьев монастыри.

В огромных масштабах проводил ростовщические операции Орден тамплиеров (храмовников), ссужая деньги под крестовые походы» (с. 16).

Настоятельная и постоянная потребность в кредите вызывала к жизни разнообразные способы обойти запрет. Типичным и общераспространенным было ведение кредитных операций инородцами и иноверцами, ибо взимание процента с единоверцев и соплеменников строго осуждалось.

Постепенно католическое каноническое право признало три аргумента в пользу взимания платы с заемщика. Во-первых, деятельность кредитных учреждений требует работы «менеджмента», современным языком говоря, и процент допустим для покрытия этих издержек.

Во-вторых, ради эквивалентности обмена кредитор мог требовать вознаграждения, так как должник-купец благодаря заемным деньгам обогащался, а кредитор без отданных взаймы денег мог потерпеть убыток.

В-третьих, когда капиталы стали вкладываться в деловые предприятия, неизбежно сопряженные с риском, возникла опасность потерять сам капитал, и кредитор получал повод требовать некоторого излишка сверх суммы долга в виде страховой премии.

Однако по-прежнему запрещалась сверхприбыль ростовщика — взимание того, что по-латыни называлось usura, а по-русски — «лихва»: приращение суммы долга, которое не находит оправдания в признанных основаниях роста.

Процент или лихва?

Первоначально оба слова — и лихва, и usura — несли в себе два значения: и оправданную прибыль с отданного взаймы капитала, и неоправданную сверхприбыль. Со временем оба слова были морально дискредитированы и стали обозначать прибыль чрезмерную и живодерскую. На смену им в первом значении пришли слова interest и «процент».

В памфлете «Некоторые соображения о последствиях снижения процентной ставки и повышения ценности денег» Джон Локк говорит именно о процентной ставке (interest), избегая нагруженного моральным негативом слова usura. Искусственное ограничение процента, полагает Локк, уменьшает предложение частных денег, замедляет торговлю, особенно экспортную, повышает доходы посредников.

«С позиций истории экономической мысли Джон Локк занимает промежуточное положение между меркантилизмом и политической экономией как отдельными этапами в развитии европейской экономической мысли», — отмечает Данила Раскин (с. 32).

Памфлет Локка был создан в связи с парламентской полемикой о перечеканке серебряной монеты, порча которой достигла огромных размеров. Локк настаивал на перечеканке, хоть сам же признавал за деньгами смысл «согласия», «договора». Место Локка в этой полемике не было столь прогрессивным, как в политической философии:

«Но способствовало пониманию того важного обстоятельства, что искусственное регулирование ставки процента не идет на пользу экономике» (с. 47).

Бентам — защитник ростовщиков

Давно ставший классическим труд Иеремии Бентама «В защиту ростовщичества», написанный в виде писем другу, был создан в России, но именно в нашей отечественной культуре творчеству и репутации мыслителя особенно «не повезло» в ХХ веке.

При советской власти его работы не публиковались и не переводились, потому что Карл Маркс назвал его «гением буржуазной глупости». Трактат «В защиту ростовщичества» на русский язык не переводился никогда.

Его краткое изложение было напечатано полтора века назад под названием «Должно ли преследовать лихву законом?» (Должно ли преследовать лихву законом? Популярное изложение учения Бентама и Тюрго о лихве. — Санкт-Петербург, 1865).

Последовательно проведенная позиция Бентама состоит в том, что ростовщичество — плохая вещь, но попытки государства запрещать его или ограничивать приводят к обратным результатам и только ухудшают положение тех, кого власть надеется защитить (бедных, наивных, неопытных) или обуздать (безрассудных и расточительных).

Максим Сторчевой в двух статьях, сопровождающих полный перевод трактата, показывает, что все проблемы, поднятые Бентамом, остаются актуальными и сегодня, а его решения сохраняют свою убедительность. Впрочем, кроме одного.

Какая ставка процента является достаточной? Бентам в ХIII письме утверждает, что государству это неизвестно. У законодателя нет исчерпывающих данных, но он «настаивает на своей роли проводника на маршруте, который ему неведом» (с.

 336).

Старухи процентщицы в наши дни

Сегодня накопление обширной статистики прибыльности кредитных организаций возможно и реально.

«Другими словами, — решительно переходит Максим Сторчевой к нашим дням и нашей ситуации, — Банк России обладает техническими возможностями, чтобы отслеживать “чрезмерную” прибыль ростовщиков и ограничивать ее “достаточным уровнем”.

Должен ли Банк России делать это? Техническая возможность регулирования еще не означает его целесообразности и этичности.

если регулятор берет на себя ограничение прибыли ростовщика, берет ли он при этом симметричное обязательство обеспечить ростовщику защиту от потерь?» (с. 337).

Несовершенство рынка и нерациональность («наивность») потребителей может приводить к тому, что свободное заключение кредитных сделок будет наносить существенный вред заемщикам. Чистая правда. Но…

«У регулятора есть несколько институтов, которые он может использовать для предотвращения этой проблемы: 1) стимулирование конкуренции на рынке займов, 2) ограничение ставки процента сверху, 3) рационирование кредита, 4) введение стандартных продуктов, 5) финансовое просвещение заемщиков, 6) этическое просвещение кредиторов» (с. 360).

Что именно должен использовать законодатель? Или сочетание сразу нескольких мер? Каких именно? Авторы статей призывают к научной дискуссии, к созданию эмпирической базы для гипотез и выводов.

 Книга завершается «Кратким путеводителем» по этическим теориям, упоминаемым в тексте.

По сути, это не краткий путеводитель, а весьма подробный разбор теорий утилитаризма, деонтологии, этики добродетели.

Что же касается Родиона Раскольникова, то у него, бедного студента, явно не было выбора. На рынке займов не существовало конкуренции, поэтому он и вынужден был нести отцовы часы и сестрино колечко, чтобы получить микрокредит под 120%.

Источник: https://www.if24.ru/za-chto-ubili-staruhu-protsentshhitsu/

Из за чего раскольников убил старуху процентщицу

Кто убил старуху процентщицу

Писатель характеризуется в русской литературе, как знаток «больной души».

Причины и мотивы преступления Раскольникова в романе

Писатель характеризуется в русской литературе, как знаток «больной души».

Достоевского привлекают внимание не только любителей психологических романов, но даже специалистов-психологов.

В этом плане интересен главный герой «Преступления и наказания», бывший студент-юрист Родион Раскольников, ставший убийцей.

Раскольников стремится отомстить за всех обездоленных, за мучения Сонечки Мармеладовой, за тех, кто доведен до последней черты унижения и горя.

Почему Раскольников убил старуху-процентщицу? причины

Родион возмущен теорией Лужина, который хочет жениться на Дуне Раскольниковой, проповедуя теорию «разумного эгоизма».

Если верить Лужину, то если будет больше успешных людей в обществе, то и беднякам будет лучше: им тоже перепадет больше от щедрости богатеев.

  • Раскольников против этой теории, он думает о всеобщем благе.
  • Здесь имеет место слияние его внутреннего протеста против существующей несправедливости и теории «сильной личности».

Убийство старухи-процентщицы молодой человек расценивает, как проверку своей теории.

На мой взгляд, герой произведения ошибается, видя причину зла в самом человеке, а закон, который дает право более успешным в обществе вершить неправые дела, считает непреложным. Иначе и не могло быть, Нарушение нравственного закона, который рождается вместе с человеком, неизбежно влечет за собой физическое и моральное разрушение.

Преступление и наказание — Википедия

Раскольников убежден, что за свои поступки он ответственен только перед собой, а суд общества ему не важен.

то, что я убил гадкую, зловредную вошь, старушонку-процентщицу, никому не нужную, которую убить – сорок грехов простят, которая из бедных сок высасывала, и это же преступление? Будь эти мысли отражены только на бумаге, вреда они никому бы не принесли. И в результате совершенного зла пострадали невинные Лизавета (сестра Алены Ивановны и ее нерожденный ребенок).

  • Убийство старухи первоначально нисколько не волнует его. Теория вседозволенности и «сильной личности» разрушается. Невозможно членить людей на скверных или идеальных.
  • Он уверен в правильности своей теории сильного человека. «Не судите и не судимы будете»,- говорится в Библии.
  • А Раскольников решил поспорить с Божьими заповедями.

Нельзя совершить преступление даже ради великой цели!

“Преступление и наказание” один из самых известных и читаемых романов Ф. Этот роман не стал исключением, поскольку речь идет о бедном студенте Раскольникове, который убивает старуху процентщицу Алену Ивановну и ее сестру Лизавету Ивановну, убивает ради наивысшей цели, освободить людей от ее гнета.

Каковы причины, побудившие Раскольникова на убийство старухи

В большинстве своих произведений Достоевский повествует о деградации российского общества и семьи.

Здесь он затрагивает все ту же тему, что и в романах “Идиот” и “Братья Карамазовы “, тема греха и искупления.

Поскольку в романе присутствует планирование убийства, расследование и решение судьи, можно назвать его криминальным.

Почему Раскольников убил старуху-процентщицу? – Comtec

Но роман также содержит в себе элементы и других жанров.

Он считается психологическим, поскольку внутренний мир Раскольникова до и после преступления, путь в Сибирь, где он отбывает наказание, полностью раскрыт.

  • Также через жизнь Раскольникова мы можем проследить за жизнью алкоголика Мармеладова и его семьи: больной жены Катерины Ивановны и дочери Сони, которая пожертвует своей жизнью ради семьи.
  • Кроме того, есть семья Марфы Петровны, которая вместе с другими персонажами символизирует нищету, открывая через них царство бедных.
  • Роман можно назвать социальным, поскольку четко присутствует разделение общества на богатых и бедных.

Он сформировал представление о необыкновенных людях, которые имеют большее право нарушать законы, для достижения наивысшей цели, которая поможет человечеству. Убийство и убийца представлены в первой части, следствие и внутренние сражения Раскольникова в последующих частях.

Раскольников борется сам с собой все это время: он пытается обмануть следователя Порфирия Петровича, но в тоже время хочет сдать себя, поскольку чувство вины и ощущение того, что он был просто еще одним паразитом в мире, разрывают его на части.

Достоевский оставляет у нас этические сомнения: могут ли наши добрые дела исправить наши плохие поступки, может причина и оправдывает средства, человек имеет право взять дело в свои руки, для создания другой судьбы и мира, и наконец, человек имеет право пересечь линию и отнять жизнь другого человека.

Живущий на грани нищеты, не имеющий сил помочь своим близким, он решается убить старуху, наживавшуюся на несчастных людях.

Жанр: роман Тема: Раскольников мучается идеей справедливости, и это он поймет, как только убьет Алену Ивановну старуху процентщицу, сделав бедных счастливее с их деньгами.

Вера Карпова Раскольников не только старушку убил – он убил

Обычные смертные, которые должны жить в ладу с законами и исключения, такие как Наполеон, которые могут совершить любое преступление, если взамен они смогут предложить что-то более ценное для человечества.

  • Раскольников решает реализовать свои идеи в жизни, убивая Алену Ивановну.
  • Она была старая, жадная процентщица, убив ее, по крайней мере более тысячи людей спасутся.
  • С ее исчезновением, многие были бы просто счастливы, например, ее сестра Лизавета Ивановна, которая страдает от домогательств старшей сестры.
  • Сначала, Раскольников отталкивает от себя эти мысли, хотя уже и решил для себя разработать план убийства, но не был до конца уверен что сможет провернуть этот план.

Он зависит от многих мелких деталей, которые подстрекают его на совершение преступлений, например письма его матери. Его мать написала, что единственный способ спасти сестру от Свидригайлова, отдать ее замуж за Лужина.

Сюжет и проблематика романа Ф. М. Достоевского “Преступление

Деньги и положение, которые она сможет получить поможет Раскольникову окончить юридическую школу.

  • Он не был способен принять такую жертву сестры, и печальная Соня также ввергает его в еще большую депрессию.
  • В конце концов, он узнает что старуха процентщица остается одна примерно в 7 часов.
  • После внутренней борьбы он приходит на квартиру Алены. Но все усложняется, поскольку неожиданно появляется Лизавета. У него начинается паника, поскольку он не знает, что взять с собой в этот момент. После убийства он заболевает, и проводит несколько дней в полусознательном состоянии. Пока Раскольников болен, и лежит в постели, Лужин, богатый жених сестры навещает его.
  • На самом деле, Лужин ищет бедную и полезную женщину, которая будет благодарна ему всю оставшуюся жизнь.

Он хочет найти такую, которая будет прислуживать ему и останется верной всегда. Они готовятся к свадьбе, но Раскольников против этого брака.

Раскольников просит его уйти, поскольку он против превосходства, которое тот демонстрирует по отношению к сестре. Его сбивает повозка, когда тот пытается пересечь дорогу пьяным. Он не хочет, чтобы его сестра выходила замуж за такого жалкого и ужасного человека.

Когда Раскольникову становится лучше, он встает с кровати, и решает выйти почитать газеты. Он близок к тому, чтобы рассказать все полицейскому, и сам же делает из себя подозреваемого номер один, поскольку возвращается на место преступления. Также Свидригайлов, экс-работодатель Дуни, чья жена умерла подозрительной смертью, приезжает в город.

Идея Раскольникова и ее крушение в романе Ф. М. Достоевского

Дуня нанялась на работу к нему в качестве няни, и Свидригайлов хотел соблазнить ее.

Он просит Раскольникова устроить ему встречу с Дуней, и даже предлагает много денег, но Дуня и Раскольников приходят к выводу, что связь с таким подозрительным человеком, был бы из ряда вон выходящий.

Юрист спасет
Добавить комментарий