Класс опасности резиновых покрышек

Утилизация автомобильных шин и резины

Класс опасности резиновых покрышек

Утилизация покрышек и шин – крайне важный процесс для защиты экологии и здоровья населения. Важно, чтобы каждый человек нашей страны понимал необходимость переработки резиновых изделий. О том, как утилизировать шины и куда утилизировать резину, наша статья.

Почему нужно утилизировать покрышки

Для того чтобы понять, почему необходима утилизация шин, нужно рассмотреть их состав.

При производстве современных автомобильных шин используют синтетический и натуральный каучуки, технический углерод, примеси в виде смол. Установлено, что при износе этих резиновых изделий их мельчайшие частицы способны проникать в человеческий организм, вызывая заболевания:

  • бронхиальную астму;
  • аллергию;
  • онкологию и др.

Обратите внимание! Помимо негативного влияния на организм человека, автомобильные шины и покрышки оказывают отрицательное воздействие на природную среду.

Для разложения автопокрышек и других резиновых изделий нужно около 100 лет, так как биологическим путем они практически не разлагаются. При этом они выделяют большое количество вредных веществ в окружающую среду.

  Кроме того, шины и покрышки при возгорании становятся источниками токсичных соединений, опасных для здоровья человека и жизни живых существ. На земельном участке, на котором происходило горение резины, не вырастет ни одна травинка в течение 10 лет.

Также отслужившие резиновые изделия – это «рай» для грызунов и насекомых, разносящих разные инфекции.

Однако, несмотря на потенциальную опасность, масштабы свалок старых шин и резиновых покрышек только увеличиваются в нашей стране и уже составляют тысячи квадратных километров. Хотя многие знают, что автошины за счет своего химического состава могут применяться в качестве вторсырья при производстве новых изделий и материалов.

Важно! Обеспечить защиту среды от негативного влияния резиновых изделий и сохранность природных ресурсов поможет правильная утилизация. Именно поэтому нужно утилизировать шины и автопокрышки.

Закон об утилизации шин

Информация по данному вопросу содержится в 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». В 2015 году в закон об утилизации шин были внесены изменения, согласно которым производители и импортеры этих резиновых изделий должны осуществлять в обязательном порядке утилизацию отслуживших автошин.

При этом их годовой объем устанавливается государством за счет введения нормативных показателей утилизации. Такие нормативы рассчитываются в виде % от всего количества произведенных изделий в год. Так, производители шин в 2016 и 2017 гг.

должны были и должны будут произвести утилизацию изделий согласно установленным нормативам: 15% и 20% соответственно.

Класс отходов

Выработавшие свой ресурс резиновые изделия, в том числе автошины и автопокрышки – это IV класс опасности отходов, установленный в соответствии с Российским законодательством.

Хоть данного рода отходы и принадлежат к категории малоопасных, их все равно необходимо правильно утилизировать по описанным ранее весомым причинам.

Однако в России автомобильные резиновые изделия обычно подвергаются выбросу на свалки, захоронению и сжиганию.

Способы утилизации покрышек

Утилизация автомобильных покрышек и других резиновых изделий – процесс, для осуществления которого наиболее рациональными на сегодняшний день являются методы механической переработки в крошку и криогенной переработки.

В первом случае осуществляются:

  1. Подготовка к дроблению: отделение металлокорда, разрезание изделия на части.
  2. Дробление в крошку (обычно происходит в 2 этапа).
  3. Сортировка фракций.

В процессе используется такое основное оборудование для утилизации шин, как гильотина, шредер или дробилка.

Во втором методе первый этап такой же, как в методе механического измельчения в крошку. Далее следуют такие этапы:

  1. Загрузка подготовленных резиновых материалов в криогенную камеру с жидким азотом.
  2. Затвердевание материала (температура -110оС).
  3. Измельчение застывшей резины пневматическим или паровоздушным молотом.
  4. Сортировка измельченных металлических, текстильных и резиновых компонентов, дополнительное дробление резины на крошку.

Также при любом способе переработки в обязательном порядке осуществляется мойка шин перед утилизацией.

Как утилизировать в домашних условиях

Утилизация автошин своими руками – это процесс крайне сложный, требующий значительной затраты сил.

Самостоятельно можно лишь измельчить предварительно подготовленную резину на более мелкую фракцию с помощью определенного инструмента. Дальнейшая же переработка крошки в домашних условиях вряд ли возможна.

А использование ее в качестве топлива для обогрева помещений крайне нежелательно с экологической точки зрения.

Избавиться от б/у шин можно посредством их применения в качестве, например, декора для дачного участка: «резиновые» клумбы и другие поделки из отработанной резины. Однако данный способ избавления от старых автошин не решает вопрос правильной и экологически безопасной утилизации изделий из резины.

Утилизация других резиновых изделий

Утилизация резины, помимо автошин и автопокрышек, включает в себя переработку целого ряда других резиносодержащих изделий и материалов.

Прием резины на утилизацию предполагает прием шлангов, приводных ремней, транспортных конвейерных лент, старой спецодежды, обуви и т.д.

Такой прием резины осуществляют специализированные компании, которые могут как самостоятельно перерабатывать резиновые изделия (по описанным ранее методам), так и отправлять их на завод с целью использования в качестве вторсырья.

Куда сдать шины на утилизацию за деньги

Реально ли сдать шины на утилизацию за деньги? Некоторые компании осуществляют прием покрышек и прием шин, выплачивая их владельцам определенную (небольшую) сумму денег.

Однако в большинстве случаев в наших городах за сдачу старых покрышек на утилизацию заплатить деньги придется именно хозяину изделий. Куда сдать шины? Сдать резинотехнические отходы можно в специальные пункты приема, также можно принести их непосредственно в саму перерабатывающую компанию.

Как правило, в таких компаниях осуществляется утилизация грузовых шин, автошин, покрышек и других резиносодержащих изделий.

Об опасности автопокрышек, важности их переработки, о способах утилизации и существующих при этом проблемах рассказывают в следующем коротком видео

Утилизация покрышек и автошин – отрасль плохо развитая в России. Однако ее развитие необходимо сегодня. Ведь это не только деятельность, позволяющая защитить экологию и наше здоровье, но и перспективный бизнес, который помогает сохранять природные ресурсы, создавая полезное для промышленности вторичное сырье.

Источник: https://vtorothody.ru/utilizatsiya/shin-reziny.html

Автомобильные отработанные шины опасны для здоровья

Класс опасности резиновых покрышек

В Благовещенске «отмотавшие» свой век автомобильные шины используют для декора еще с советских времен. Бросовый материал обретает вторую жизнь на игровых площадках в детских садах, школах и во дворах домов. Буйству «резиновой» фантазии нет предела: из покрышек благовещенцы вырезают лебедей, жирафов, змей и прочую живность.

Резиновая замена специализированным площадкам смотрится сносно, а главное – стоит «три копейки».

О том, что экономичные, дешевые и практичные «арт-объекты» опасны для детского здоровья, заговорили в России несколько лет назад, а с 2013 года резиновый «мусор» начали активно выкапывать и вывозить на свалки в Сыктывкаре, Новгороде и на Кузбассе.

Крышка от покрышки?

Оказывается, бывшая в употреблении автопокрышка – отход производства четвертого класса опасности.

Год назад в управлении Рос-потребнадзора по Ярославской области заявили – поделки из автомобильных шин в детских садах опасны для здоровья. В амурском управлении Роспотребнадзора об этом заявлении не слышали.

Мы принялись дотошно обзванивать ведомства и выяснять, кто в Благовещенске «за», а кто «против» использования старых покрышек на детских площадках и почему.

– МЧС отвечает только за предупреждение ЧС, – сказала по телефону начальник пресс-службы МЧС по Амурской области Раиса КАПЫРИНА. – У нас несколько иные функции, мы ликвидируем последствия чрезвычайных ситуаций, а контроль за подобными вещами возложен на Роспотребнадзор.

В Амурской межрайонной природоохранной прокуратуре о проблеме с шинами тоже услышали впервые.

– Я 20 лет работаю в прокуратуре, и ни разу ни по покрышкам, ни по садикам и школам заявлений с жалобами от населения не поступало, – сказала ее сотрудник. – Оснований для проверки не было.

В амурском управлении Роспотребнадзора на вопрос: «Можно ли на детских игровых площадках в дошкольных учреждениях использовать в качестве оборудования старые шины, и проверял ли кто-то в Приамурье их на опасность?» возразили: «А почему они должны быть опасны?».

Пришлось переслать в амурское ведомство Роспотребнадзора несколько материалов, опубликованных в российских СМИ. К примеру, на страницах специализированного журнала «Автомир» рассказывается об исследовании «начинки» старых шин. Оказывается, воздух, который выходит из шин, «обогащен» более чем 120 вреднейшими химическими веществами.

С онкологической точки зрения, самые опасные среди них – N-нитрозамины. Они выделяются тем интенсивнее, чем горячее шина. К тому же этот газ тяжелее воздуха, он не улетает в «высокие» слои атмосферы, а скапливается у поверхности земли – на уровне верхних дыхательных путей.

Летом, когда шины нагреваются от жаркого солнца, происходит то же самое: краска лопается, канцерогены испаряются, а дети дышат этой ядовитой гадостью.

Сомнительные резиновые «арт-объекты» впору выбрасывать на свалку, но они по-прежнему «живут» на территориях детских площадок и школ.

На выяснение требований к оборудованию детских площадок в детских садах у журналиста ушло два дня.

Согласно санитарным правилам, все оборудование в детских дошкольных учреждениях должно быть сертифицировано. По логике, у старой покрышки тоже должен быть свой сертификат. Только вот на шины б/у их не выдают. Получается, использование отработанных шин взамен игрового оборудования недопустимо, но его используют.

Также, по требованиям к оборудованию и содержанию территорий дошкольных образовательных организаций, прописанных в СанПине, игровое оборудование должно соответствовать возрасту детей и быть изготовлено из материалов, не оказывающих вредного воздействия на человека. Навряд ли отмотавшая свой километраж шина отвечает этим нормам.

На предмет экологичности отслуживших свое покрышек амурский Роспотребнадзор проверок в детских образовательных учреждениях не проводил.

Мы обратились за разъяснениями к помощнику руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области Наталье САБЛУК.

Наталья Рауфовна от комментариев отказалась, изложив лишь свою личную позицию по данному вопросу, и посоветовала обратиться в ведомство с официальным запросом, что, по сути, является игнорированием закона «О средствах массовой информации».

Четыре звонка в этот контролирующий орган так и не прояснили его позицию в отношении использования старых автопокрышек в детских садах. Сложилось мнение, что эта проблема волнует только журналистов, а заставить действовать контролирующие органы можно только с помощью официальных бумаг и газетных публикаций. 

Ни эстетики, ни здоровья

Мы уточнили в управлении образования администрации Благовещенска, допускают ли они  использование на детских игровых площадках отработанные шины и покрышки.

– Я в санитарных нормах и требованиях к благоустройству территорий дошкольных учреждений не встречала ни запрета, ни рекомендаций по поводу использования автомобильных шин, – комментирует заместитель начальника образования администрации Благовещенска Надежда ЧМАРОВА.

– Летом прошлого года в Благовещенске проходил конкурс на лучшую территорию детского сада, и в рамках благоустройства территории мы рекомендовали детским садам по возможности избавиться от тех шин, которые не несут никакой функциональной нагрузки, а просто ограждают территорию учреждения.

У нас сейчас новое время, и мы должны соответствовать ему, и  потом, на мой взгляд, они громоздкие и занимают много места на прогулочных площадках.

Весной, во время благоустройства детских садов, эти шины требуют покраски, на них расходуется столько средств, что целесообразнее заменить это устаревшее оборудование.

О заботе о детском здоровье, а не эстетической направляющей мы услышали только от заведующей МДОАУ детский сад № 23 Татьяны ТКАЧУК. Татьяна Леонтьевна – единственная, кто заявил нам, что она знает о вреде, который наносят детям шины.

– Избавляться от колес на детских площадках мы начали еще два года назад, – говорит  Татьяна Ткачук. – 99% уже выкопали и вывезли. Одно время они, конечно, нас спасали: покрышками огораживали участки, оформляли клумбы, но я знаю, что они вредны для детского здоровья, поэтому по нашей личной инициативе мы стали их убирать.

Сейчас участки друг от друга отделяют не колеса, а живая изгородь из кустарника. В чем-то нам родители помогают – так, в одной группе они сами установили современную изгородь. Но пока финансовые средства не особо позволяют нам красоту наводить.

Я знаю, что с шинами расстаются и в других дошкольных учреждениях нашего города, ведь понятно, что использовать их нельзя.

О том, что покрышка – это не игрушка, а «резиновый яд», мы больше не услышали ни от одной заведующей. Большинство из них сетуют только на эстетическую отсталость старых покрышек.

– Действительно, летом 2014 года управление образования рекомендовало убрать покрышки с территории: мотивировали тем, что такое оборудование устарело и несовременно. Да и в СанПине прописано, что участки должны быть отделены друг от друга живой изгородью, – говорит заведующая детским садом №15 Людмила СЕМЕНОВА.

– У нас нет большого изобилия этих шин. Поэтому, что касается использования их в целях физической подготовки ребенка, мы оставляем, а что касается ограждения и клумб – мы тоже убрали.

Если у меня сегодня не чем огородить территорию, то, конечно, я не уберу эти шины, а если позволяют финансы их заменить, то я это сделаю.

– В качестве ограждения спортивной площадки шины у нас остались, а с детских участков по рекомендации управления образования, сделанной во время подготовки садов к летней оздоровительной кампании, мы убрали колеса, – рассказывает заведующая детским садом №50 Олеся ЩЕБУНЯЕВА. – Осталось примерно 50% вывезти, их мы начнем убирать, как только земля оттает.

По большому счету неважно, уберут шины с детских площадок по причине их внешнего несоответствия современному образовательному учреждению или из-за их вредности. Главное, чтобы убрали.

Источник: http://www.teleport2001.ru/alfa-teleport/2015-04-15/62194-avtomobilnye-otrabotannye-shiny-opasny-dlya-zdorovya.html

Утилизация автомобильных покрышек в современном мире

Класс опасности резиновых покрышек

Для населения планеты, развитие автомобилизации является несомненным плюсом. Но вместе с этим растет и негативное воздействие на экологию.

Одним из главных пунктов загрязнения являются автомобильные отходы — старые покрышки. Они наиболее распространенный массовый отход потребления в мире.

На сегодняшний день самым эффективным решением проблемы является утилизация старых автомобильных покрышек.

Зачем утилизировать шины

Отслужившие покрышки складируются на городских свалках, больших производственных территориях и приносят немало проблем владельцам. На свалках начинают размножаться в большом количестве различные насекомые и грызуны, которые зачастую являются переносчиками различных болезней и инфекций.

Свалка старых шин на производственных территориях может мешать работе предприятия, нередко становится причиной несчастных случаев и чрезвычайных ситуаций.

Состав шин и покрышек как отхода

Основной материал для изготовления шин — резина, производящаяся из натурального или искусственного каучука, в зависимости от производителя. Около трети всего состава — промышленный углерод, называемый в народе сажей. С помощью неё шины становятся более упругими и долговечными.

Следующие составляющие выступают в качестве смягчающих элементов. Это смола и масло. В состав шин также входят вулканические активаторы, силика, металлокорд, текстиль. Все они в той или иной мере улучшают износостойкость покрышек, но наносят большой вред окружающей среде.

Класс опасности

Существует несколько классов экологической опасности некоторых промышленных отходов, автомобильные покрышки относятся к четвертому классу. Как правило, 4 класс опасности — практически не вредные отходы, использующиеся в основном для переработки и вторичного использования. Однако, с этим не согласны многие экологи.

Использованные шины складируются на несанкционированных свалках или сжигаются, что приносит наиболее существенный вред окружающей среде.

Что говорит закон

Существует федеральный закон № 89 от 24.07.98 «Об отходах производства и потребления», который был откорректирован в 2015 году. Правки внесены ФЗ №458, который является дополнением к ФЗ №89.

Были введены нормы, согласно которым, всю ответственность за утилизацию автомобильных покрышек должны брать на себя компании-производители. В 2017 году годовой объём утилизации увеличили до 20%. Он рассчитывается на основании нормативных показателей, которые напрямую зависят от объёма производства/импорта автопокрышек.

Куда сдать шины на утилизацию

Утилизировать шины самостоятельно нежелательно. В основном многие автосервисы принимают старые покрышки и отправляют их на специализированные предприятия по переработке автомобильных шин. В сезонный шиномонтаж, на автосервисах можно оставить лысую резину за небольшой взнос на утилизацию.

Если вы меняете резину самостоятельно, старые покрышки можно привезти в автосервисы или шиномонтажи.

Можно ли получить за сдачу шин деньги

Такая практика мало распространена в нашей стране. Однако, небольшой процент перерабатывающих предприятий осуществляет приём покрышек за вознаграждение. В основном, количество принятого сырья исчисляется в тоннах.

Утилизировать шины тоннами могут только предприятия, которые принимают старые покрышки и отправляют их на переработку. В зависимости от вида шины, стоимость варьируется от 4000 до 6000 тысяч рублей за тонну (для Москвы).

Физические лица сдают шины поштучно. Стоимость сдачи шин зависит от радиуса покрышки. Примерно от 30 до 150 руб. за штуку.

Переработка шин

Шины перерабатываются по современным технологиям, которые настроены на безотходное производство. Основной способ переработки шин — измельчение. При нём сохраняются почти все свойства резинового покрытия.

Способы

Способы классифицируются на две группы:

  1. Первая — по температуре.
  2. вторая — по способу механического воздействия.

На данный момент, самый популярный способ утилизации старых автомобильных покрышек — механическое измельчение. С помощью специального оборудования, шины измельчаются за счёт ударного воздействия и превращаются в мелкий порошок.

Существует бародеструкционная переработка автошин, основанная на использовании высокого давления. При ней материал истекает из рабочей камеры через специальные отверстия. С помощью низких температур покрышки утилизируют криогенными способами. При температурах от минус 90 до минус 60 по Цельсию, резина становится хрупкой и легко поддается дроблению на мелкие фракции.

Самой не экологичной переработкой старых покрышек является сжигание. При нём выделяются в атмосферу такие вредные химические вещества, как сера, сажа, гидроксильные окислы. При сгорании выделяется очень большое количество энергии, что заставляет обратить внимание на этот способ различных производителей электроэнергии.

Существует озонная переработка шин, при которой поверхность покрышки окисляется и разлагается на куски небольших размеров с гладкой поверхностью. Способ химически более загрязненный, чем при криогенной обработке, поскольку на поверхности шин остаются продукты окисления.

Самый новый способ утилизации шин, активно распространяющийся в развитых странах — пиролиз. Технология основана на разрушении резины в вакуумных установках, в водородной среде или в реакторных установках.

Оборудование

Для каждого способа переработки необходимо своё оборудование. Однако, стоимость самого оборудования высока, а скорость износа — быстрая. Зачастую, переработка шин оказывается нерентабельной.

Менее энергозатратными способами измельчения покрышкек, являются способы, основанные на использовании положительных температур. Но в то же время, в таких установках используются режущие элементы с повышенной износостойкостью, что сказывается на стоимости оборудования.

В установках переработки с помощью холодных температур, в качестве реагента используют жидкий азот. Он вызывает затруднение при транспортировке и хранении, а также является очень дорогостоящим элементом.

Есть возможность использовать специальные турбохолодильные машины, которые получаются намного выгоднее, чем использование жидкого азота. Однако необходимость использования дорогостоящего жидкого азота или закупки не менее дорогой холодильной камеры существенно повышают себестоимость конечного продукта – резиновой крошки.

Сжигание покрышек производится в специальных печах, которые благодаря современным технологиям полностью контролируют этот процесс. Загрязняющие вещества поглощаются мощной системой очистительных фильтров. Но даже закупка такого простого оборудования — малорентабельна.

На основании всего этого, можно сделать вывод, что процесс утилизации покрышек является энергозатратным и дорогостоящим и не каждое предприятие согласится работать в убыток.

Конечный продукт

При переработке резиновых покрышек, основным конечным продуктом в большинстве случаев является резиновая крошка или порошок. В основном его добавляют в сырьё для производства новых покрышек или в асфальтообразующую смесь, при строительстве дорог.

Что представляет собой оборудование по переработке шин в резиновую крошку и как оно работает, можно увидеть в следующем видео:

Актуальность бизнеса по переработке шин в России

Ежегодно, в Российской федерации выбрасывается несколько миллионов покрышек, весом от 5 до 30 кг каждая. Автомобильное производство растет, вследствие чего увеличивается и количество автомобильных отходов.

Для решения грядущей экологической проблемы, необходима поддержка государства, которая заключается в создании условий для развития перспективного бизнеса по переработке старых покрышек.

К сожалению, пока на проблему обращают внимание только под давлением экологов и общественности.

Заключение

Хочется надеяться, что по примеру западных государств, в России начнёт развиваться ветвь переработки изношенных автомобильных покрышек без вреда для экологии. Автомобилей становиться всё больше, покрышки копятся на свалках и никто не хочет затрачивать огромные средства на их правильную переработку. Поэтому, в основном покрышки сжигают, что наносит неоспоримый вред окружающей среде.

Источник: https://ecologia.life/othody/utilizatsiya-pokryshek.html

Обнинские ученые научились превращать старые шины из угрозы экологии в источник дохода

Класс опасности резиновых покрышек

Бытовые отходы четвертого, наивысшего класса опасности — вот чем становятся обычные автомобильные покрышки, когда отслужат свой век.

Просто отвезти изношенную резину на свалку или зарыть ее в землю — не выход. Как на открытом воздухе, так и под землей шины будут разлагаться больше 100 лет.

А если старые покрышки загорятся, то в окружающую среду попадут канцерогены и другие вредные химические соединения.

“Многие опасные вещества при сгорании изношенных шин не разлагаются, а выделяются в воздух, — поясняет Наталья Николайкина, профессор кафедры “ХимБиотех” Московского политехнического университета. — Сера, бензапирен, фуран, диоксины, ряд других соединений создают угрозу и для окружающей среды, и для здоровья человека. Чтобы этого избежать, необходимо заниматься переработкой изношенных шин”.

Но проблема в том, что утилизировать нужно не тысячи и даже не сотни тысяч килограммов автомобильной резины. По различным оценкам, в России ежегодно приходят в негодность до полутора миллионов покрышек. Затраты на их переработку требуются огромные, и закон возлагает их на производителей.

“В конце 2014 года были приняты поправки в ФЗ-89 “Об отходах производства и потребления”.

Они ввели в России так называемую расширенную ответственность производителей, — рассказывает Надежда Чурмеева, исполнительный директор Ассоциации производителей шин.

— Согласно этим поправкам теперь все производители и импортеры автомобильных шин обязаны обеспечивать утилизацию определенной части отходов продукции, которую они выпускают на рынок”.

У производителей шин есть выбор между тремя вариантами. Первый — платить в бюджет экологический сбор и тем самым освободить себя от обязанности утилизировать шины, второй — самостоятельно заняться переработкой использованных шин, третий — нанять стороннего подрядчика.

Переработка шин в Физико-энергетическом институте Обнинска

© Сергей Стожилов

“Производители и импортеры шин пошли по третьему пути. В январе этого года был создан специализированный союз. Производители и импортеры заключают договоры с переработчиками, те утилизируют, а затем производители отчитываются перед государством”, — уточняет Надежда Чурмеева.

Для утилизации шин российские переработчики сегодня используют в основном технологию механического дробления изношенной резины. Измельченная в крошку, она используется в самых различных целях, например, для изготовления покрытий и ряда резинотехнических изделий.

“Это очень простой процесс, не требующий сложного оборудования, — поясняет Наталья Николайкина.

— Чтобы получить из покрышек более ценные компоненты, например, сорбенты, которые потом используются для очистки газов, — необходимо использовать другой процесс — пиролиз.

В специальных герметичных емкостях при ограниченном доступе кислорода шины нагреваются до высокой температуры, но не горят. Поэтому вредные соединения не выделяются в атмосферу, а разлагаются. Ущерба экологии нет”.

Ядерные технологии — в экологию

Технология пиролиза востребована во многих странах. Однако у созданных на данный момент пиролизных установок есть один общий недостаток — процесс пиролиза протекает в газовой среде. А любой газ — плохой проводник тепла, поэтому процесс переработки одной партии резины занимает от 8 до 12 часов. Все это время нужно нагревать емкость с шинами, и расход энергии соответствующий.

Чтобы решить эту проблему, в Японии разработали технологию, позволяющую существенно сократить энергозатраты. Там научились эвакуировать газ из емкостей и проводить пиролиз в вакууме. Но только российские ученые из Обнинска сумели предложить действительно революционное решение. Заменив газ на жидкий металл, они сократили время пиролиза, а, как следствие, и расход энергии в десятки раз.

Переработка шин в Физико-энергетическом институте Обнинска

© Сергей

“Мы также загружаем изношенные автомобильные покрышки в герметичную емкость.

Но в этой емкости находится не газ, а жидкий металл, в частности, мы используем расплавленный свинец, — рассказывает Владимир Ульянов, ведущий научный сотрудник Физико-энергетического института им. А.И. Лейпунского.

— Жидкий металл — отличный теплоноситель, поэтому весь процесс переработки одной партии покрышек у нас занимает не более одного часа”.

По мнению Владимира Ульянова, нет ничего удивительного в том, что именно российские ученые сумели опередить зарубежных коллег и разработать технологию жидкометаллического пиролиза.

Сама идея — заменить газ на металл — достаточна проста. Представить, как должен проходить процесс переработки, не сложно. Намного сложнее реализовать задуманное.

Для этого необходимо знать, как ведут себя жидкие металлы при различных температурах.

Полноценный опыт обращения с жидкими металлами на данный момент есть только у России. На начальном этапе схожие разработки велись и в США, и в Великобритании, и во Франции. Однако сейчас этими реакторными технологиями обладает только Россия

Владимир Ульянов

ведущий научный сотрудник Физико-энергетического института им. А.И. Лейпунского

“А полноценный опыт обращения с жидкими металлами на данный момент есть только у России. С начала пятидесятых годов прошлого века мы создаем реакторные установки, где применяются различные жидкие металлы — и натрий, и свинец, — поясняет Владимир Ульянов.

— На начальном этапе схожие разработки велись и в США, и в Великобритании, и во Франции. Однако сейчас этими реакторными технологиями обладает только Россия. И мы все время думаем, в какой еще области, помимо основной, они могут найти применение.

Так и возникла идея разработать установку для переработки автомобильных шин”.

Установка, созданная в Обнинске, позволяет переработать до 1000 кг использованных покрышек в сутки.

 Экономия, достигаемая за счет уменьшения времени переработки по сравнению с традиционной технологией пиролиза в газе, составляет от 2 до 4 раз в зависимости от применяемого газового аппарата.

А если задействовать нагрев от сжигания пиролизного газа и оптимизировать теплоизоляцию, экономия составит от 8 до 18 раз.

Нефть с запахом лимона

Еще одна особенность инновационной технологии пиролиза, разработанной обнинскими ядерщиками, заключается в том, что основные процессы проходят при относительно невысокой температуре — от 400 до 500 °C. Если температура будет выше, то из изношенных покрышек удастся получить в основном газообразные продукты. А наибольшую ценность имеют продукты жидкие.

“Мы получаем четыре основных продукта переработки, — говорит Владимир Ульянов. — Первый — металлокорд, который изначально присутствует в покрышках. Он не имеет большой ценности, и мы считаем его металлоломом. Второй — пиролизный газ, аналог природного газа.

Его можно использовать для обогрева самой установки, в которой утилизируются шины. Третий продукт является твердым — это технический углерод, сырье для производства сорбентов и черного пигмента красок.

И наконец, четвертый, наиболее ценный — пиролизная жидкость, близкая по своему составу к синтетической тяжелой нефти. Можно считать ее аналогом мазута”.

Сотрудник Физико-энергетического института Обнинска Владимир Ульянов

© Сергей Стожилов

Любой нефтеперерабатывающий завод может выделить из пиролизной жидкости бензин, керосин и другие полезные фракции. Есть и более простой вариант ее использования по аналогии с мазутом — сжигать как печное топливо. Килограмм мазута стоит на рынке 10–12 рублей, а переработка 1000 кг покрышек дает около 300 кг такой жидкости.

Однако продавать этот продукт как обычный мазут было бы расточительством. Пиролиз в жидком металле преподнес российским ученым совсем уж неожиданный подарок: оказалось, что в полученной с его помощью пиролизной жидкости намного больше, чем при традиционном пиролизе, ценного вещества — лимонена. 

“Лимонен образуется и при традиционном пиролизе, однако успевает разложиться из-за длительного времени нагрева, — поясняет Владимир Ульянов. — У нас нагрев короче, поэтому ценных продуктов сохраняется больше. Наша пиролизная жидкость содержит до 20–30% лимонена. При переработке 1000 кг покрышек можно получить до 60–90 кг лимонена”.

Лимонен — отличный органический растворитель, его используют, например, в 3D-принтерах для очистки после печати. Это вещество абсолютно безопасно для здоровья человека, поэтому широко применяется при производстве различных синтетических моющих веществ.

А больше всего высокочистый лимонен востребован в парфюмерии. Он используется в качестве ароматической отдушки при производстве косметики и даже лекарств. Он не только не является канцерогеном, но и не вызывает аллергии.

По крайней мере не чаще, чем другие ароматизаторы, в том числе натурального происхождения.

Килограмм технического лимонена стоит сегодня на рынке от 500 до 900 рублей. Косметический лимонен высокой очистки — еще дороже. Себестоимость же лимонена, получаемого при жидкометаллическом пиролизе, не превысит 200 рублей за килограмм. А значит, перерабатывать шины таким способом не только экологично, но и прибыльно.

Нюансы технологий

Демонстрационный образец пиролизной установки в Обнинске специально сделали компактным. Он немногим больше метра в высоту и легко помещается в кузов КАМАЗа. 

Установка для переработки шин в Физико-энергетическом институте Обнинска

© Сергей Стожилов

“Небольшие габариты для нас — момент принципиальный, — говорит Владимир Ульянов. — Так уж сложилось, что в России нет практики свозить покрышки на перерабатывающий завод.

Установку придется привозить на склад шин, а когда все будет утилизировано, отправлять на следующий.

Небольшие габариты и транспортабельность будут важны и при продвижении нашей разработки на зарубежных рынках, поскольку мы нацелены не только на Россию”.

Производители и импортеры шин в России в целом заинтересованы в диверсификации технологий утилизации изношенных покрышек. Однако пока этот процесс идет не так гладко, как хотелось бы.

“У Росприроднадзора на данный момент нет вопросов только к одной технологии утилизации — механическому дроблению изношенных шин, — поясняет Надежда Чурмеева. — К термическим способам у регулятора есть вопросы.

В мартовском письме надзорного ведомства говорится, что термическая обработка отходов, к которой относятся и различные методы пиролиза, не может рассматриваться как утилизация, она считается обезвреживанием. Возможно, Росприроднадзору необходимо уточнить эти термины.

Ведь пока нет четкой позиции регулятора, что термическая обработка отходов является утилизацией, производители шин не смогут рассматривать компании, которые ею занимаются, в качестве потенциальных подрядчиков.

Есть надежда, что в ближайшее время все препоны удастся устранить. Уже совсем скоро, на проходящем в Сочи XIX фестивале молодежи и студентов, разработку представят Владимиру Путину. В Год экологии технология, позволяющая не загрязнять атмосферу, а утилизировать опасные отходы с пользой, просто не сможет остаться незамеченной.

Полина Виноградова

Этот материал также опубликован в разделе “Добрости” – совместной рубрике с общероссийским социальным проектом “Жить”, призванным поддержать людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации

Источник: https://tass.ru/v-strane/4636605

Утилизация и переработка шин покрышек

Класс опасности резиновых покрышек

Сегодня владельцам автомобилей не позавидуешь, особенно старых моделей, приобретенных в совсем другие времена. Мало того, что весь эксплуатационный период приходиться проводить ремонт, тратиться на бензин, другие виды топлива, особой статьей расходов становится утилизация шин, а менять их приходиться довольно часто.

Классификация специфических отходов

Резиновые шины относятся к опасным отходам 4 класса согласно ФККО и имеют код для поиска в документе 92110000000. Ввиду класса опасности они требуют специфического подхода к сбору, хранению, транспортировке и утилизации. Также этот вопрос встает остро для тех компаний, кто реализует программу по утилизации автомобилей.

Подсчитано, что за год сдать шины на утилизацию хочет почти 300 тысяч автолюбителей, из-за чего на свалке оказывается около миллиона единиц резиновых изделий, каждое из которых довольно много весит (5-30кг).

Желающие ознакомиться детальнее с зависимостью типа изделия и его массой могут ознакомиться с таблицей весов автомобильных шин. ГОСТы не предоставляют такой информации, указывая только требования к размерам.

Свалка автомобильных шин

Видимо поэтому, а также в виду того, что сегодня в России утилизация автомобильных шин – услуга платная, по статистике только 10% от этого объема доезжает до перерабатывающих заводов. Остальные изделия в лучшем случае находятся на каком-то специализированном полигоне для резиновых отходов, в худшем просто гниет на общей свалке и скорее всего, так и не дождется специализированной утилизации.

Различают несколько видов этих изделий:

  • пневматические для легковых автомобилей с металлическим кордом, который утилизируется отдельно (см. металлокорды в лом);

Утилизация таких огромных шин ничем не отличается от обычных автомобильных шин

  • шипованные (их принимают в переработку по более высокой цене для автолюбителя, который за это платит);
  • велосипедные, колясочные, прочие подобные.

Среди отходов также часто оказываются сильно рванные, грязные, с посторонними включениями изделия — утилизация резины подобного рода обходится дороже всего для владельца. Самая дешевая и дорогая цена на утилизацию шин от 50 до 450 рублей за единицу соответственно. Это немалые деньги, особенно для тех, кто безнаказанно может просто выбросить их, причем абсолютно бесплатно.

Впрочем, иногда цена зависит от условий договора, который заключили заинтересованные лица. Постоянные поставки, большие объемы, а также состояние шин. Шипованные принимают дороже потому, что резину приходится освобождать от металлических вставок вручную.

Шипы со старой шины

Сегодня предприятия по утилизации автомобильных шин закупили новое оборудование по измельчению резины и все чаще процесс становится экологически чистым, более того абсолютно рециклинговым.

Поэтому резиновое вторичное сырье вполне может стать шлангом для воды или резиновыми сапогами.

По статистике из тонны резины, отправленной на переработку, получается около 700 кг вторичного сырья пригодного для использования.

Утилизация резины на специализированном предприятии

Однако часть предприятия ориентирована на другой метод утилизации шин – пиролиз (производится в специальных пиролизных установках, также сжигание резины может происходить и в обычных инсинераторах для ТБО). Изделия проходя облагораживающую переработку, становятся мазутом и техническим углеродом. Это выгодно экономически, заодно избавляет общество от жесткого метода сжигания, сильно загрязняющего атмосферу.

Установки для пиролиза

Недостатки перерабатывающей промышленности

Между тем, на территории России утилизация автошин производится далеко не в каждом городе, например, Чехове, Радужном, Вязьме. Однако понятно, что мчаться через всю страну, чтобы сдать 4 единицы в отходы – нецелесообразно, однако куда же тогда девать испортившиеся образцы.

Вопрос не риторический, поскольку практика сжигания старой резины сегодня преследуется законом, поэтому в том числе необходимо искать более цивилизованные решения. Адреса пунктов приема покрышек и резины на вторсырье можно найти на страницах интернета.

Таким же образом можно ознакомиться со спецификой работы каждого предприятия.

— переработка резиновых шин в резиновую крошку

Особенности работы с опасными отходами автомобильной промышленности

Специфика работы с шинами заключаются в широкой разноплановости изделий. Невозможно сравнивать колеса от самолетов или тракторов. Поэтому прием шин на утилизацию идет по сортировочному принципу.

Здесь многое зависит от возможностей предприятия, находящегося поблизости. Однако даже, если рядом не получается сдать какие-то особые образцы, всегда можно попробовать сделать в другом месте, предварительно договорившись о транспортировке.

К тому же услуги экомобилией также постепенно начинают распространяться и на этот вид материалов.

Действия, направленные на улучшение ситуации

Также стоит присмотреться к услугам компаний, которые занимаются ремонтом, испорченных шин. Спасая колеса от окончательной отправки в отходы, они готовы принимать, как лом даже только куски изделий, которые не удается спасти.

Подобные фирмы, как раз и работают по принципу полного сопровождения товара от покупки до отправки в лом. Кроме того, остаются актуальными предложения по обмену старых изделий на новые.

Это немного облегчает ситуацию, однако все равно тонны шин остаются лежать на свалках из-за отсутствия в стране достаточного количества мощных перерабатывающих заводов.

Утилизация в других странах

Теперь принято ссылаться на Европу мол, для автолюбителей рай, пришли сдали бесплатно и поехали дальше. Однако бесплатная утилизация шин на западе – это чаще миф или неправильное понимание ситуации. Многое зависит от условий продажи этих изделий.

Небольшой частный завод по утилизации шин в Европе

Несколько ярких примеров:

  • магазин по умолчанию принимает вышедший из строя сортимент (утилизация входит в стоимость);
  • возможно покрытие страховкой данных расходов;
  • другие скрытые формы оплаты (вплоть до смешных акций: купил ящик вина, получил услугу бесплатно).

Поэтому утилизация резины в Европе – точно платная. Но подход к ней настолько лояльный, что практически не создает проблем для государства и владельцев авто.

о том, как утилизируются автомобильные шины

Источник: http://xlom.ru/recycling-and-disposal/utilizaciya-i-pererabotka-shin/

Правила утилизации шин

Класс опасности резиновых покрышек

Вывоз, переработка и утилизация отходов с 1 по 5 класс опасности

Работаем со всеми регионами России. Действующая лицензия. Полный комплект закрывающих документов. Индивидуальный подход к клиенту и гибкая ценовая политика.

С помощью данной формы вы можете оставить заявку на оказание услуг, запросить коммерческое предложение или получить бесплатную консультацию наших специалистов.

С развитием современных технологий и улучшением уровня жизни населения, увеличивается количество автомобилей, находящихся в эксплуатации. Следовательно, с каждый годом растет объем производства резиновых покрышек. Утилизация шин по словам экологов, является весьма острой проблемой во всем мире.

По статистике срок службы одного комплекта автомобильных шин составляет в среднем 4 сезона. Сопоставляя факты можно сделать вывод о том, что большую долю всех утилизируемых отходов составляет авторезина.

В процессе изнашивания автомобильная резина загрязняет окружающую среду мелкими частицами в виде аэрозоля, а также летучими веществами.

Состав и заболевания

Современные шины состоят из:

  • каучука натурального или синтетического
  • технического углерода
  • примесей — смолы

Доказано, что эти мелкие частицы проникают в легкие человека и становятся причиной:

  • бронхиальной астмы
  • аллергических реакций
  • патогенеза
  • онкологических заболеваний
  • конъюнктивита

Необходимо более 100 лет, чтобы автомобильные покрышки полностью разложилась. Эту длительную сохранность обеспечивает специальный состав продукта.

Во время процесса разложения выделяется около 150 различных соединений, опасных для человеческого здоровья и окружающей среды.

 Так как количество автомобилей растет из года в год, то соответственно и количество отработанных шин тоже увеличивается.

Для чего нужна утилизация

  • Каждый автомобилист рано или поздно задается вопросом, как избавится от отработавший резины.
  • Просто сжечь шины невозможно, так как в процессе сжигания в атмосферу попадает большое количество вредных веществ, которые загрязняют атмосферу.
  • Простое складирование на полигонах ТБО неприменимо.
  • При использовании переработанных покрышек в качестве вторичного сырья, происходит экономия первичных ресурсов.

Статистика по утилизации

Утилизация отработанных колес выполняется в самых развитых странах Европы с 70 годов прошлого века. Россия же столкнулась с этой проблемой только в 2000 году, так как уровень автомобилизации россиян достиг высокого уровня. В высокоразвитых странах Европы перерабатывается 70-100% всех отработанных шин.

За границей серьезно относятся к проблемам экологии. Утилизация для автомобильных покрышек выполняется уже на протяжении многих лет специальными компаниями, которые уже имеют опыт работы в данной сфере.

На утилизацию для автопокрышек государствами многих развитых стран выделяются большие бюджеты, так как этот вид резиновых отходов является самым многотоннажным.

Как обеспечивается переработка резины в нашей стране? Для этого в городах работают локальные пункты приема утильсырья. В них можно сдать свои старые автопокрышки. Российские показатели в сравнении с европейскими выглядят крайне скудно. Утилизация покрышек в нашей стране выполняется только на 15-17%.

Отработанный материал в размере 20% сжигается, а оставшийся объем 60-63% подлежит захоронению на специальных полигонах. Подобные захоронения являются местами размножения грызунов и различных насекомых, которые являются первыми распространителями заболеваний и эпидемий.

При таком способе утилизации как захоронение теряются важные вторичные ресурсы, поэтому переработка резины является важным процессом.

Производство крошки

Для того, чтобы использовать «полезные» компоненты, содержащиеся в отработанных автомобильных покрышках появились заводы по производству резиновой крошки, переработка резины дала развитие новому бизнесу.

На данный момент лидером в производстве крошки стала Московская область. Здесь производится 5,65 тыс. тонн материала по данным на 2014 год.

Процесс утилизации автомобильных шин в России проводится на 15 заводах, занимающихся переработкой.

Они расположены в:

  1. Московской области
  2. Иркутске
  3. Твери
  4. Калтане
  5. Владимире
  6. Вязьме
  7. Находке
  8. Калининграде
  9. Волжске
  10. Курске
  11. Владивостоке
  12. Междуреченске
  13. Хабаровске
  14. Новокузнецке
  15. Невинномысске

Полученная крошка находит свое применение в различных производственных процессах:

  1. Ее используют для производства укрывных строительных материалов.
  2. Для изготовления внешних и внутренних напольных покрытий: стадионные дорожки, теннисные корты, покрытия детских площадок.
  3. В автомобильной промышленности, из нее производят коврики для новых автомобилей, брызговики.

Проблема переработки автомобильной резины

Использование изношенных шин – весьма рискованное дело. До недавних пор этот вид деятельности никак не стимулировался государством. При этом для его открытия необходимо приобрести дорогостоящее оборудование, а также найти рынок сбыта готового сырья.

Обычно оборудование для предприятий изготавливают на заказ, по техническому заданию завода. Ждать его приходится от 1,5 до 6 месяцев. Обработка грузовых шин требует использования иного оборудования, в отличии от легковых.

 Это объясняется тем, что шины грузового транспорта характеризуются смешанным типом корда с высоким содержанием текстиля, а также с диагональным кордом. Это влияет на качество образующейся сырья, а также производительность оборудования.

Переработка грузовых шин более трудоемкий процесс из-за наличия огромного количества текстиля в готовом сырье.

Также в нашей стране четко выражена проблема самого сбора сырья, подлежащего переработке.

Иногда предприятиям приходится своими силами собирать и транспортировать материал для его последующего использования или уничтожения. Таким образом захоронение старых покрышек в России требует значительных затрат.

Сегодня сбор автошин пунктами приема вторичных ресурсов нашей стране менее актуален, чем сбор пластиковой тары или макулатуры.

В некоторых развитых и развивающихся странах введен денежный сбор на утилизацию старых шин при продаже нового изделия. Затем этот сбор перечисляют предприятиям, которые занимаются дальнейшей переработкой.

Введение подобного сбора в нашей стране сыграло бы значительную роль в развитии и продвижении этого нового и перспективного бизнеса. Важно найти покупателя сырья поближе к самому заводу, что бы снизить затраты на транспортировку готовой продукции.

Спрос на это вторсырье стабилен, но производство и транспортировка не из дешевых.

Источник: https://vtorothodi.ru/utilizaciya/utilizaciya-otrabotannyx-shin

Юрист спасет
Добавить комментарий